Пристегнул ремень, а теперь… дыхни!

13 января 2017 12:24

Очередная законодательная инициатива, направленная на снижение аварийности на дорогах, родилась в Государственной думе. Депутаты от «Справедливой России» разработали поправки, согласно которым водителя, однажды пойманного за рулем в нетрезвом виде, обяжут установить на автомобиль алкозамок. Система измеряет содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если оно превысит норму, авто не заведется… Интересно, что в некоторых западных странах алкозамки для единожды проштрафившихся – обязательное устройс

Побрызгался одеколоном – не завел машину

Владимир Горшков, водитель-дальнобойщик (Тейково):
 
– Законопроект нужный и хороший, но как он будет реализован? Есть разные типы подобных замков. На некоторых нужно дуть в трубку, другие срабатывают на пары алкоголя в кабине после закрытия дверей. А если кто-то одеколоном сильно побрызгался?.. В любом случае найдутся умельцы, способные «подшаманить» прибор.

Поправки касаются кого? Тех, кто постоянно садится пьяным за руль. А водителей-профессионалов – дальнобойщиков, например, – они затронут в меньшей степени. Водитель, работающий по городу, два раза в день проходит медосмотр, получая и сдавая путевку. Этого вполне достаточно. У дальнобойщиков есть своя система контроля. Кроме того, профи дорожит своей репутацией и местом работы, поэтому, «махнув сто грамм», садиться за руль не будет.

Установка алкозамка усложняется сертификацией

Сергей Тарасов, начальник отдела областного УГИБДД:
 
– Мы за безопасность дорожного движения и за то, чтобы нетрезвых водителей любыми способами исключить из числа его участников. Но нужно понимать, что установка устройства, блокирующего запуск двигателя, предполагает внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Это целая процедура, подразумевающая сертификацию, которая должна проводиться за чей-то счет.

При этом нужно отметить, что общая аварийность и число «пьяных» ДТП в регионе постепенно снижаются. Так, в 2015 году в области произошло 1706 ДТП с 127 погибшими и 2177 ранеными (из них с участием пьяных водителей соответственно 190: 37 человек погибло, 262 ранено), а в 2016-м – 1538 (с участием пьяных – 181 происшествие: 29 погибло, 261 ранен).

Беда не в вине, а в пьянстве

Андрей Карпов, автоюрист (Иваново):
 
– Мне не нравится слово «обяжут». Считаю эти поправки грубым нарушением прав и свобод гражданина, давлением на человека. Почему водитель, один раз оступившийся, обязан ставить это устройство? Если человек хочет сесть пьяным за руль, он в любом случае сядет: или найдет способы обойти устройство, или установит «алкозамок» на одной машине, а пьяным будет кататься на другой… Замок никак не ограничит неразумных водителей, постоянно садящихся за руль выпившими. Как говорит русская пословица, «беда не в вине, а в пьянстве».


Кто виноват: водитель или собственник?

Александр Касьяненко, руководитель Ивановского движения автомобилистов:
 
– Парламентарии пытаются внедрить европейскую систему мер защиты от пьяных водителей. В ней есть свои плюсы и минусы. Понятен сам посыл законопроекта, но в последнее время у нас серьезно ужесточили штрафы за вождение в нетрезвом виде, увеличили сроки лишения прав. Думаю, нужно продолжать бить по карману нарушителей... Вопрос и в том, на чьи плечи ляжет установка прибора. Здесь может возникнуть конфликт в плоскости «водительсобственник». Скажем, если в полисе ОСАГО у меня вписан друг или родственник, попавшийся на нетрезвом вождении, кто должен будет ставить алкозамок? Чья это зона ответственности? Уверен, что прибор стоит немало, особенно если его устанавливать на отечественные авто...

Так что проект – палка о двух концах, и он должен быть тщательно изучен экспертами.

Эксперимент со школьными автобусами удался

Гендиректор дилерского центра «Блок Роско Датсун» Михаил Торопов:
 
- Алкозамок – устройство, которое блокирует пуск двигателя без предварительной проверки водителя на содержания алкоголя. Цель понятна: не допустить совершения ДТП, что не редкость для нетрезвых водителей. Подобная практика известна в некоторых штатах США и странах Европы, где она показала свою эффективность. В России эксперименты по установке алкозамков в школьные автобусы продемонстрировал положительные (с точки зрения статистики) показатели.

Тем не менее этот вопрос нельзя рассматривать однобоко. Ведь установка подобного рода ограничителя напрямую влияет на права и свободы человека, что в XXI веке выглядит недопустимым. Кроме того, оборудование автомобиля средством контроля накладывает материальные обязательства на водителя, причем цену за устройство на сегодняшний день нельзя назвать «народной»... Конечно, с пьянством за рулем необходимо бороться, но, на мой взгляд, массовая пропаганда повышения социальной ответственности граждан принесет больше пользы с меньшими потерями.

Поправки к закону вызвали неоднозначное мнение у наших экспертов, притом что в целом они отзываются о нем одобрительно. Не до конца понятно, как может быть технически реализованы изменения. На чьи плечи ляжет установка приборов? Пока на эти вопросы исчерпывающих ответов нет.

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно