Дмитрий СИБИРЦЕВ: «Сила искусства не измеряется количеством взятых нот»

27 декабря 2016 17:33

25 декабря на сцене филармонии впервые выступил прославленный коллектив «ТенорА XXI века». В составе исполнителей – ведущие звезды оперной сцены. В Иваново приезжал и руководитель проекта, директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев. Он дал «ИГ» эксклюзивное интервью.

Проект возник на кухне солиста Большого театра

 – Дмитрий Александрович, наслышана о вашем арт-проекте «ТенорА XXI века», которому в этом году исполняется 10 лет. Иваново – неслучайный город в географии ваших гастролей?

Досье

Дмитрий Сибирцев – выпускник фортепианного факультета Уральской консерватории Мусоргского. Начинал артистическую карьеру как пианист, выступая с сольными программами и в качестве концертмейстера в вокальных и инструментальных ансамблях с выдающимися отечественными и зарубежными мастерами оперной сцены. Автор идеи, организатор и художественный руководитель оперного фестиваля «Басы XXI века», фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрестки». С 2006 года является художественным руководителем и продюсером арт-проекта «ТенорА XXI века», в программах которого выступает как вокалист и пианист. С 2012 года – директор московского театра «Новая Опера» имени Колобова.

 – Да, неслучайный. Пять-шесть лет назад мы уже выступали здесь несколько раз: на кинофестивале «Зеркало» в Иванове и Плёсе. И с тех пор хотели приехать к вам с сольным концертом, потому что публика всегда встречала нас на ура.

Кроме того, театр «Новая Опера» совсем недавно побывал в Иванове на фестивале «Дни российской культуры». Зрители приняли нашего «Севильского цирюльника» просто замечательно: ребята вернулись в Москву воодушевленные, им очень понравилось здесь выступать.

 – Тенора – это особенные артисты, которые не любят конкуренцию и предпочитают выступать сольно. Как вам удалось сформировать сплоченный коллектив?

 – Безусловно, вы правы. Но проект учитывает особенности личности каждого. Около 70 процентов наших произведений мы исполняем по одному, сольно, и тут есть возможность удовлетворения своего эго (улыбается).

Проект, можно сказать, возник на кухне у Максима Пастера, солиста Большого театра. Собравшись вместе, мы подумали, что сможем сделать что-то востребованное и в нашей стране, и за рубежом. Цель заработать была не на первом месте. Наш проект был создан во многом для того, чтобы дать возможность солистам исполнить те произведения, которые они никогда не смогли бы спеть в своих театрах. В проекте мы можем петь всё, что хочется, и это очень важно. А исполнительский уровень наших артистов позволяет им выступать в самых разных жанрах и стилях. На сегодняшний день у нас более 50 программ, куда входят национальные песни народов мира, военные, детские, советские… Мне всегда интересно показать те грани таланта каждого артиста, о которых зрители, привыкшие к его выступлениям на сцене театра, даже не догадываются.

Проекту «ТенорА XXI века» в этом году исполняется 10 лет. И мы подумали, что будет здорово, если удасться посетить те города, где еще не давали концертов. А таких очень мало: мы объездили практически весь мир. За эти годы прошло более тысячи концертов, мы исполнили более двух тысяч произведений. Концерты и время, проведенное вместе, очень нас всех сплотили. Все мы понимаем, что где-то можем соперничать, но где-то должны и помогать друг другу. Например, если кто-то приболеет, другой берет его нагрузку на себя. Основной костяк – пять солистов – был создан 10 лет назад и до сих пор существует. А есть исполнители, которые пришли совсем недавно, но уже хорошо себя зарекомендовали.

Против ссор есть свой ритуал

 – Какие отношения складываются между собой? Вы дружите?

 – Конечно. Мы проводим очень много времени вместе, и отношения у нас по большей части ровные. Конечно, характеры у всех разные, но я вижу свою задачу в том, чтобы иногда сглаживать некоторые ситуации, искать индивидуальный подход к каждому. Но, что бы ни случилось за кулисами, самое главное – шагнув на сцену, забыть разногласия и быть единым целым. У нас даже есть некий ритуал, который мы выполняем перед каждым концертом.

 – Вы держите его в секрете?

 – Неважно, что это за концерт, где он проходит, сколько публики собралось (а иногда мы выступаем перед одним, но очень богатым зрителем) и даже если мы не продаем на нашем концерте диски, наш солист Александр Захаров произносит: «Чую, ждет нас бешеный успех и обалденная продажа наших новых компакт-дисков». Даже не так: слово «обалденная» он заменяет более метким словом (улыбается).

 – Ваш коллектив пел и перед самыми высокопоставленными людьми мира: Владимиром Путиным, Ангелой Меркель, Джорджем Бушем. Выступаете вы и перед простыми людьми. Перед кем петь сложнее?

 – На мой взгляд, выступать везде достаточно просто. Главное, чтобы зрители не боялись открыто выражать свои эмоции, чувствовали себя внутренне свободно. А как может несвободно чувствовать себя Берлускони, принц Монако, Нурсултан Назарбаев? Я всегда культивирую и в театре, и в коллективе внутреннюю свободу, открытость, эмоциональность.

Вообще, мы никак не подходим под стереотип оперных певцов: считается, что они люди солидные и важные, а мы – очень открытые, иногда даже слишком. Мы любим создавать атмосферу, ждем на наших концертах людей, которые хотят получить удовольствие, а не считают, сколько раз кто-то из нас взял ноту «до». Ведь не количеством взятых нот меряется сила искусства. «Зацепило» или «не зацепило» – вот главный критерий. А чтобы «зацепило», надо вкладывать душу.

Не все оперные певцы боятся метро и морозной погоды

 – Вижу, что вы человек очень демократичный. Вы всегда такой?

 – Абсолютно.

 – Может быть, и в метро ездите?

 – Только вчера там был. На вечер был запланирован концерт, но позвонили с телевидения и попросили нас исполнить гимн России на открытии Кубка Первого канала по хоккею. И вот мы втроем – я, Максим Пастер и Александр Захаров отправились на другой конец Москвы, прекрасно понимая, что на машинах мы не успеем добраться до концертной площадки, где собрался целый зал зрителей. Прыгнули в метро и доехали, везде успели. А вообще, ездим в метро только по необходимости. И дело не в том, что мы зазнались, а просто в метро слишком много народу и там можно запросто подхватить какой-нибудь вирус. А это для вокалиста очень неприятно.

Есть такое глупое представление об оперных певцах, что это люди, которые постоянно кутаются, не разговаривают на морозе и носят меховую ушанку. А я, например, никогда в жизни шапку не носил. Если бы пригласили – и в хоккей бы сыграли.

 – Дмитрий Александрович, ваша деятельность достаточно разнообразна: вы и певец, и продюсер, и директор театра. Как удается совмещать всё это и что для вас является главным?

 – Безусловно, главное для меня – творчество. Я всегда говорю, что если моя административная деятельность будет мешать творчеству, я всегда выберу последнее. Пока энергии, сил, здоровья хватает для того, чтобы всё это успешно совмещать.

 – Спектакли вашего театра много раз выдвигались на «Золотую маску». На ваш взгляд, каким должна быть постановка, чтобы получить эту премию? И какой период своей жизни сегодня переживает опера?

 – За 400 лет своего существования у этого вида искусства не было периодов упадка. Но она всегда жила в немного разных условиях. Например, около 100 лет назад первыми лицами в опере считались певцы. Потом настала эра дирижеров, а в последние годы всё более серьезное место занимают режиссеры. Конечно, я обязан учитывать эту тенденцию. Наверное, именно поэтому наши спектакли и номинируются на «Золотую маску». Но всё же я уверен, что главное в оперном искусстве – не зрелище, а «слушище», то есть музыкальный уровень спектаклей. И я горжусь, что за годы моего директорства в театре удалось сделать труппу более сильной, о чем говорят и успех наших спектаклей у зрителей, и количество высоких наград, которые они получают.

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа