Опять двойка…

16 декабря 2016 11:54

Может ли неуспевающий школьник выбиться в люди?

Советский кинематограф когда-то создал образы обаятельных двоечников. Это и мечтательный фантазер Веснухин, и предприимчивый Сыроежкин, и неутомимые Петров и Васечкин. Каждый из них неплохо проводил время, не заботясь об учебе. И они действительно могли себе это позволить, поскольку советская школа давала детям множество шансов на исправление. Но возможно ли это сегодня?

Школы будут вынуждены выпускать без аттестата

Каждый гражданин России обязан получить общее среднее образование: 11 классов общеобразовательной школы либо 9 классов плюс учреждение среднего профобразования. Данное положение прописано в последней редакции Закона «Об образовании». После каждой ступени обучения школьники обязаны сдавать экзамены: по окончании начальной школы они пишут всероссийские проверочные работы (так называемое миниЕГЭ), после 9-го класса – основной государственный экзамен (ОГЭ). После 11-го класса приходит пора ЕГЭ.

При этом школьная программа, а вместе с ней и экзаменационные задания с каждым годом усложняются. Дети испытывают не только колоссальные перегрузки, но и огромную конкуренцию, поскольку главный принцип обучения сегодня звучит поолимпийски: «Быстрее! Выше! Сильнее!» Вот только учеба – это не спорт…

«Педагогическая общественность уже давно бьет тревогу: дети «погрязли» во всевозможных олимпиадах, конкурсах. Ты просто обязан участвовать и выигрывать! Тот, кто не участвует, считается неуспешным, да и сам так себя чувствует, – говорит директор ивановской школы № 29 Надежда Хохлова. – А ведь дети все разные. Кто-то может учиться на отлично, а кому-то, как говорится, не дано... Вот почему я твердо убеждена, что от уравниловки в школе нужно отказываться. Нужна система, при которой все дети могли бы получать образование без стресса и ущерба для психики».

29-я школа расположена на окраине, здесь учится немало детей из проблемных, малообеспеченных семей. Поэтому о трудных подростках и их нежелании заниматься тут знают не понаслышке. Некоторых ребят, рассказывает Надежда Хохлова, не пугают даже обязательные экзамены. «Ничего не помогает: ни беседы с родителями, ни нравоучения, ни увещевания. Мы пытаемся объяснить им, что сдать экзамены после 9-го класса при таком подходе будет практически невозможно. Но результатов нет. Я твердо убеждена, что в 9-х классах необходимо вернуть экзамены в традиционной форме, чтобы каждый ребенок смог получить хотя бы троечный аттестат», – говорит Надежда Владимировна.

И ситуация в скором времени может лишь усугубиться. Если пока при сдаче ОГЭ нет видеонаблюдения, то уже к 2018 году все аудитории оборудуют камерами, личные средства связи будут изыматься. Списать станет невозможно. Школам придется либо оставлять армию двоечников на второй год, либо выпускать их без аттестата, тем самым поломав жизнь.

Травля как причина неуспеваемости

Но почему дети начинают плохо учиться? Причин, по словам детского педагога-психолога развивающего центра «Добрый жук» Ирины Новиковой, может быть несколько. Первая – отставание в интеллектуальном или психоэмоциональном развитии. И если интеллектуальные дефекты почти всегда выявляются еще до школы, то с другими дела обстоят не так просто. Дети с отставанием в психическом или эмоциональном развитии часто имеют диагнозы «синдром дефицита внимания», «гиперактивность». Внешне они могут казаться очень умными и благополучными, но это обманчивое впечатление: они не способны полноценно усваивать знания, так как не умеют концентрироваться, часто отвлекаются. Нередко таким детям ставят диагноз «дислексия» (невозможность овладеть навыками письма и чтения).

Однако отставание в психоэмоциональном развитии можно преодолеть, а связанные с ним заболевания – вылечить. Главное, не упустить момент, потому что к средним классам отставание может стать стойким и ребенок превратится в вечного двоечника.

Вторая распространенная сегодня причина неуспеваемости – травля в школе. «В моей практике были случаи, когда забитые дети переставали ходить в школу, начинали врать родителям. Пробелы в знаниях сказывались на оценках, неуспеваемость становилась хронической. Спасением в таких случаях может стать переход в другую школу, а еще лучше – оставление на второй год. Родители не должны этого бояться», – говорит Ирина Новикова.

И, конечно, самые трудные случаи – это дети из неблагополучных семей, в которых пьют и не работают родители. К сожалению, сегодня в России не существует эффективной помощи таким детям. Да, ребенка могут забрать органы опеки, но это палка о двух концах: отрыв от близких людей, пусть даже вечно пьяных родителей, наносит психологическую травму и, конечно же, не способствует повышению успеваемости.

Ну а есть ли в современной школе место двоечникам-романтикам – тем самым, воспетым в советских кинофильмах и песнях? «Думаю, что таких двоечников больше нельзя считать героями нашего времени, – отвечает Ирина Новикова. – Современное общество предъявляет слишком жесткие требования, а система образования выстроена таким образом, что ошибки не прощаются. Сегодня никто не будет «тянуть» ребенка, увещевать его, как это было в советской школе. Не хочешь учиться – можешь не учиться. Но тогда не получишь аттестат, навсегда останешься за бортом. А если одумаешься, попробуешь наверстать – заплатишь кучу денег репетиторам».

Как ни горько в этом признаться, похоже, что это правда.

Получить образование… в чулане

Однако, чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, мы решили составить список людей, которые в детстве, мягко говоря, не блистали в учебе, но тем не менее стали знаменитыми. Самый яркий пример – Владимир Путин. В начальных классах будущий президент не слишком усердствовал в школе, любил похулиганить, поэтому в табеле у него встречаются тройки и двойки по поведению. Но примерно с 12 лет он серьезно взялся за учебу и школу окончил с хорошими результатами.

Отпетым хулиганом и безнадежным двоечником слыл основатель «Битлз» Джон Леннон. Его несколько раз исключали из школы за неуспеваемость. Но по литературе, рисованию и музыке будущий певец всегда получал только отличные оценки.

Три дня в школе продержался великий скрипач Иегуди Менухин. После чего его исключили, охарактеризовав как «необучаемого и умственно отсталого». Этот факт сам Иегуди с юмором описывает в своих мемуарах «Золотые дни: скрипка-половинка».

Физики Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн в школе с трудом научились читать и едва могли писать, так как страдали дислексией... А великий Оноре де Бальзак фактически все школьные годы провел в чулане под лестницей, куда его запирали в целях наказания. Правда, за пазухой он всегда прятал книгу.

Что же отличало всех этих людей? Наверное, удивительная целеустремленность. Владимир Путин, по воспоминаниям одноклассников, с детства мечтал стать разведчиком и налегал на немецкий язык. Джон Леннон не расставался с гитарой, Иегуди Менухин – со скрипкой, а Бальзак – с книгой. И, конечно же, все они имели близких людей, которые верили и поддерживали их в самых тяжелых ситуациях.

Впрочем, встречаются и абсолютно противоположные примеры. Немало знаменитостей в школе учились на отлично: это голливудские актеры Натали Портман и Дэвид Духовны, российские певцы Филипп Киркоров и Николай Басков, премьер-министр России Дмитрий Медведев и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Кстати, почти из одних отличников сформировано и правительство Ивановской области: это и сам губернатор Павел Коньков, и многие его заместители – Светлана Романчук, Максим Громов, Александр Лодышкин, Евгений Астафьев.

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей