Квест: бизнес на страсти к приключениям

2 декабря 2016 12:06

В последние пару лет в Иванове начал активно развиваться такой вид отдыха, как квест-комнаты. В городе уже появились поклонники этого вида развлечений. Сюда ходят и студенческие компании, и семьи, есть даже корпоративные квесты… Некоторые из организаторов рассказали нам о своем необычном бизнесе.

Покинуть комнату за 300 тысяч

Проект «Выйти из комнаты» был одним из первых, появившихся в Иванове. Два года назад Наталья Быстрова с мужем решилась на приобретение франшизы. Первой стала игра «Человек, которого не было».

«Франшиза одного квеста стоит 300 тысяч рублей. Она включает в себя право на использование торговой марки, готовые сценарии, материалы для оборудования, сайт, помощь в продвижении и подготовке. Изготовление оборудования мы заказывали отдельно», – вспоминает Наталья.

Пожалуй, главной сложностью на начальном этапе бизнеса она считает поиск клиентов. Многим казалось, что квесты – это нечто детское, несерьезное… На деле же всё не так. На «Замке святого ангела» даже стоит возрастной ценз (16+). Были сложности и с помещением: найти подходящее по площади, планировке и рождающему особую атмосферу дизайну оказалось непросто.

Первый квест окупился не раньше чем через год. «К нам приходят, как правило, молодые люди, любители интересного и активного отдыха. Те, кому скучно просто попить-поесть в ресторанах. И почти все после первого посещения идут на другой квест, затем ищут новые. В Иванове сейчас их достаточно», – говорит Наталья. При этом она подчеркивает, что подобный бизнес – сезонный. Летом посетителей меньше, а зимой, особенно в праздники и выходные, не так-то просто найти свободное время для записи…

Другая квест-комната – «LOST Иваново» рассчитана на разные возрастные категории, но большинство посетителей – подростки и молодежь от 13 до 18 лет. Дело здесь и в тематике (квест в психиатрической больнице и в Чернобыле), и в способе продвижения. «Мы открылись примерно полтора года назад и почти сразу нашли свою аудиторию. Здесь дело в маркетинге: мы сделали упор на Интернет, соцсети, 90% рекламы было там», – рассказывает руководитель проекта Елена Дрёмова.

В «LOSTе», в отличие от «Выйти из комнаты», франшиза включает сразу несколько сценариев (недавно Елена открыла третий), но оборудование приходится изготавливать тоже за свой счет. Цену франшизы Елена не называет (есть такой пункт в договоре), но признается, что проект окупился почти за полгода. Интересно, что активное развитие конкурентов, появление новых квестов в Иванове, по словам Елены, не слишком влияет на посещаемость «LOSTа»: «Здесь дело, скорее, в платежеспособности населения и в сезоне».

Начинка и сюжет – своими руками

Один из руководителей проекта «Империя квестов» Василий Борисенков решил не идти по простому пути и несколько месяцев назад организовал в областном центре собственный проект. «Можно купить франшизу, и за миллион тебе всё привезут и всё установят. Но если есть голова, руки и фантазия – то зачем? Мы сами писали сценарий, сами делали начинку для оборудования, паяли микросхемы, сами делали ремонт в помещении. Обошлось не намного дешевле франшизы, но это делается, чтобы в будущем нарастить объемы и, возможно, самому продавать франшизу», – говорит он.

Василий признается, что об окупаемости пока не думает, зато готов к расширению: на подходе еще несколько проектов. «Пока в Иванове мало квестов. Из них хороших, о которых люди положительно отзываются, пять-шесть, – считает Василий. – Кто-то не прорабатывает сценарий, не занимается атмосферой: раскидал одежду в гараже, спрятал по углам записки... Потому у них и клиентов нет. Хорошие квест-проекты для нас пока не конкуренты, а партнеры. Мы обмениваемся визитками, опытом. Клиенты идут из одного в другой. Когда в городе будет, скажем, 200 комнат, возникнет конкуренция. А нам есть куда стремиться. В Казани, например, только у одной фирмы 50 квестов».

Еще один достаточно молодой проект в этой сфере – «Хитрый лис», открытый в середине апреля. Его организаторы также отказались от приобретения франшизы и полностью положились на себя в создании сюжета, оформлении помещения и сборке оборудования. «В нашем квесте нет математических или химических загадок, нет кодовых замков. Всё построено на логике, как в реальности. Поэтому и нет конкретной целевой аудитории. К нам приходят и взрослые, и дети, приходят семьями», – рассказывает один из организаторов проекта Валерий Зорин.

Открыть собственный проект подобного рода он решил, посетив квест-комнату в Санкт-Петербурге: «Это очень яркий вид отдыха, который надолго запоминается. К сожалению, в Иванове эта индустрия пока не очень развита. Открыв квест, мы столкнулись с тем, что люди ничего не знают о таком виде отдыха. При этом готовы потратить те же две тысячи рублей на поход в кафе, который вскоре забудется».

Валерий разделяет мнение коллег, что лучшая реклама – это Интернет и сарафанное радио. Промоутеры раздавали листовки, но отдачи от этого не было. Согласен он и с тем, что пока ивановские квесты дополняют друг друга: посетив один, клиент ищет информацию о других. При этом Валерий пока не говорит об окупаемости: «Мы рассчитывали на бОльшую аудиторию. Вскоре откроем второй квест, тогда и начнем полноценный отсчет. Планируем «отбить» проект за полтора-два года. Пока же это скорее хобби, чем дело, приносящее доход. У всех нас есть работа, но надеемся, что в будущем квест станет основным занятием».

СПРАВКА
Квест-комната – это интеллектуальная игра, в которой участников запирают в помещении, откуда они должны выбраться за установленное время, находя предметы и решая головоломки. Некоторые виды квестов включают в себя сюжет, чтобы погрузить игроков в уникальную атмосферу.

Читайте также
Остановить карательное кронирование в Иванове помогут штрафы
В Иванове закончился отопительный сезон
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае