На передних рубежах трагедии на Минской

15 ноября 2016 11:51

Трагедия в Иванове, случившаяся 6 ноября, потрясла жителей области, да и всей России. В результате взрыва бытового газа был разрушен двухэтажный дом, погибли шесть человек, в том числе четырехлетняя девочка. Мы побеседовали с представителями спецслужб, которые первыми прибыли на место трагедии и спасали пострадавших. К слову, полпред президента в ЦФО Николай Овсиенко отметил, что все спецслужбы сработали очень оперативно, в полном взаимодействии друг с другом.

Мужчину защитило толстое одеяло

Самыми первыми на место взрыва приехали сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии по Ивановской области.

Ксения КАБАНОВА

От сильного хлопка задрожали стекла в соседнем доме (на улице Минской, 65) и сработала аварийная сигнализация. Сигнал поступил на пульт централизованной охраны, и спустя несколько минут сотрудники ведомства уже были на месте. «В воздухе стояла взвесь пыли, ничего не было видно, – рассказывает старший сержант полиции Сергей Бычков. – Я и старший сержант Иван Игумнов пошли в уцелевшие квартиры, стучали, звонили в двери. Нам открыла только одна бабушка со второго этажа. Велели ей взять документы, ценные вещи, тепло одеться и выйти на улицу, так как находиться в полуразрушенном доме небезопасно».

Сергей Бычков спустился вниз и увидел мальчика, бегающего по улице и зовущего на помощь. Он кричал, что завалило его родителей. «Я бросился за мальчишкой, залез в окно и увидел женщину, кричащую, что засыпало ее мужа, – продолжает Сергей. – Из-под кирпичей был виден только нос, и дыхание прерывалось. Стали раскапывать. Было очень темно, я дал женщине свой фонарик. Но светила, честно сказать, она очень плохо: сказалось шоковое состояние. К тому же было очень тесно. Сначала я выбрасывал кирпичи в соседнюю комнату, а потом, когда подъехал экипаж группы быстрого реагирования, стал передавать мусор им, и они уже выбрасывали его из квартиры». Мужчине повезло: он спал под толстым одеялом, оно его и спасло, считает Сергей. Пострадавший не был серьезно ранен, но, чтобы вывести его на улицу, пришлось поискать теплую одежду: он был в одном нижнем белье. Жена нашла куртку, и они вместе спустились вниз по лестнице, которую приставили к окну подъехавшие спасатели, и обратились за помощью в скорую.

С улицы раздавались крики: женщина говорила, что под завалами находится молодая семья с ребенком. «Однако поступил приказ встать в оцепление, – продолжает Сергей. – Людей к тому моменту скопилось очень много, они лезли и мешали работать спасателям. Очень сильно пахло газом, он шипел, выходя из разорванных труб. Из стен торчали провода, они искрили. Страшно вспоминать те голоса и стоны, которые слышались из-под завалов…»

Сергей служит в полиции всего пять лет, за его пока недолгую карьеру это был первый серьезный случай, где потребовалось спасать жизни людей. Кстати, супруга спасенного мужчины уже звонила начальнику Сергея с благодарностью и просьбой о встрече с их спасителем, чтобы выразить свою признательность.

В тему
Жена спасла мужа ценой своей жизни
Одним из первых сотрудников МЧС, прибывших на место взрыва, был Виталий Ершов, старший инструктор газодымозащитной службы областной специализированной пожарно-спасательной части. «Мы втроем заметили, что из-под груды кирпичей слышатся стоны, – рассказывает он. – Подбежали, расчистили, вытащили человека. Как потом выяснилось, это был житель дома Владимир Гусев. Мы нашли его на диване. А рядом с ним лежала погибшая супруга. Можно сказать, она его спасла, прикрыв своим телом. У Владимира были сильно сдавлены ноги. Чтобы их не повредить, его пришлось полностью расчищать. Он был в сознании, кричал от боли…»

 

Работали в темноте, рядом с оголенными проводами

Утром 6 ноября экипаж прапорщика полиции Сергея Микуева и сержанта Дениса Метёлкина дежурил на улице Громобоя. Сотрудники Росгвардии помогали группе задержания приструнивать хулиганов.

Анна ПАРЫШЕВА

В 3 часа 38 минут с дежурного пункта вневедомственной охраны по рации поступил сигнал, что сработала сигнализация на нескольких объектах на улице Минской.

«Мы срочно выехали в тот район, – вспоминает Денис Метёлкин. – Но на месте увидели, что объект, который находился на сигнализации, не поврежден. Охранная система, скорее всего, сработала от взрыва газа. Кстати, хлопок мы слышали даже на Громобоя. Нам приказали срочно следовать к рухнувшему дому для эвакуации и спасения граждан».

«Мы сразу же оценили обстановку и вызвали службу спасения и аварийную службу, – рассказывает старший группы задержания Сергей Микуев. – Затем бросились в левую часть дома, откуда раздавались крики. Кричала женщина, просила о помощи». В этой части дома было темно. Сотрудники Росгвардии, освещая развалины фонариками, залезли в окно на первом этаже.

«Там Сергей Бычков из другого экипажа уже откапывал пострадавшего, – вспоминает Денис Метёлкин. – Я сказал ему, чтобы он действовал осторожнее, так как дом не обесточен и неподалеку висели провода. Мужчина, находящийся под завалами, сообщил, где рубильник. Я выключил электропитание».

Пока один экипаж откапывал этого человека, Сергей с Денисом бросились в другую часть дома, чтобы вывести остальных. В любую минуту и там могло произойти обрушение или взрыв – на месте трагедии пахло газом.

«В этом подъезде горел свет, – рассказывает Сергей Микуев. – Мы стали стучать в двери квартир, которые не были разрушены. Со второго этажа вывели 95-летнюю бабушку с тросточкой, я помог ей одеться, с первого – мужчину около 40 лет. Мы просили их поторопиться, не брать никаких вещей».

Эвакуировав людей из неразрушенного подъезда, Сергей с Денисом вернулись в эпицентр трагедии. К этому времени мужчину уже откопали, и сотрудники Росгвардии, приняв его и женщину, чей крик вначале и привлек полицейских, через окно, отвели их в безопасное место. «Мужчина был одет, а женщина в одном халате, босиком, накрытая одеялом», – вспоминает Денис Метёлкин.

В ожидании аварийной службы, которая бы отключила газ, сотрудники вневедомственной охраны встали оцеплением вокруг дома. «У места трагедии стали собираться жители соседних домов, – пояснил Сергей Микуев. – К тому же некоторые граждане, стремящиеся подойти ближе, курили. Это было опасно».

Как вспоминает Денис Метёлкин, многие знакомые погибших рвались к месту трагедии. Пришлось сдерживать парня, который всё говорил, что в разрушенном подъезде у него знакомая семья, и просил, чтобы мы его пропустили. А из-под завалов раздавались стоны и крики о помощи…

Благодаря действиям первых экипажей на Минской было спасено шесть человек.

Зеваки делали селфи на фоне спасательных работ

Воскресным утром 6 ноября на пульт Ивановской скорой помощи обрушился шквал звонков. Первый из них поступил в 3 часа 51 минуту.

Наталья БЫСТРЯНСКАЯ

«Звонили соседи, родственники, очевидцы, – вспоминает руководитель станции Андрей Бабаев. – На вызов поначалу было направлено пять бригад скорой помощи, поскольку было еще неизвестно количество пострадавших». Представить, насколько масштабной в итоге была деятельность медицинских работников в тот день, можно, сравнив такие цифры: в среднем в смене работает 35 бригад скорой помощи, из них на улицу Минскую отправили 28. Медсестра станции Ивановской скорой помощи Наталья Елпатова заступила в этот день на смену в семь утра. «Еще когда я ехала на работу, обратила внимание, что в городе непривычно многолюдно, по улицам снуют машины МЧС, а на самой станции нет ни единой машины – такого на моей памяти еще не было», – вспоминает она.

«Наша бригада стояла на определенном расстоянии от дома, где ожидала команды от работников МЧС. Как только становилось известно, что обнаружен пострадавший, мы приступали к оказанию первой помощи», – говорит замглавврача по медчасти Ольга Качкина. В паузах медики готовили носилки, растворы, медоборудование.

Первой из-под завалов извлекли погибшую молодую женщину. «Ее опознала родственница, которая уже приехала на место происшествия. Когда мы повезли тело женщины в бюро судебномедицинской экспертизы, родственница осталась на месте происшествия: из-под завалов предстояло извлечь еще мужчину и его дочь. Все трое погибли», – рассказал фельдшер Леонид Шубин.

В этот день медикам пришлось транспортировать еще один труп – погибшего мужчины с первого этажа, в квартире которого предположительно и произошел взрыв. «На его теле были многочисленные ожоги, в то время как у остальных пострадавших в основном травмы разной степени тяжести», – пояснил Леонид.

Наталья Елпатова, за плечами которой – участие в ликвидации землетрясения в Армении в 1988 году, говорит, что, когда видишь людей, которые нуждаются в оказании помощи, личные эмоции от увиденного уходят на второй план. «Реакция бывает потом, приходит вместе с воспоминаниями», – признался Леонид Шубин, большую часть своей медицинской карьеры посвятивший службе в армии, где ему приходилось видеть разное.

Уже ближе к обеду оказали помощь мужчине и женщине. Леонид считает, что этим пострадавшим повезло: обоих накрыло плитой так, что их не засыпала разрушенная стена соседнего подъезда. «Мужчина был не в очень тяжелом состоянии, чего не скажешь о женщине, – добавляет Наталья. – Когда удалось очистить рот от грязи, она пожаловалась на боль в области таза. Именно тогда мы вызвали первую реанимационную бригаду». Оба пациента, доставленные в облбольницу, сегодня живы.

Хочется добавить, что медслужащих скорой помощи неприятно удивила реакция ивановцев. В то время как спецслужбы делали свою работу, те снимали произошедшее на видео. Некоторые любопытствующие, несмотря на многочисленные предупреждения, рвались туда, где были спасатели... чтобы сделать селфи. А кто-то привел на Минскую детей – в назидание. Зато о том, чтобы, например, помочь нести носилки (в бригадах скорой зачастую работают только женщины), не было и речи.

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа