Идеологическая оборона
– Валерий Венальевич, наш регион исторически не казачий. Многие недоумевают: откуда появились казаки в области?
– Не стоит воспринимать казачество как некую сословно-национальную структуру. Исторически на Дон приходили люди со всей страны: свободолюбивые и преданные отечеству. Казаком мог стать кто угодно. Также и сейчас – казачьи общины есть во многих регионах. В Иванове они появились давно. Сегодня в России более десятка войсковых казачьих обществ. Ивановское входит в Центральное казачье войско.
– И как много казаков в регионе?
Досье |
Валерий Шепелев родился в Иванове в 1965 году. В 1983–1985 годах служил в Кантемировской дивизии, окончил ИГХТУ, два года проработал научным сотрудником на кафедре физики. В 1990–1992 годах трудился на Ивановском заводе чесальных машин начальником бюро металлоконструкций, с 1992-го занимается предпринимательской деятельностью. В 1998 году организовал производственно-коммерческую фирму «Продвагон». Семь лет был депутатом Ивановской городской думы. |
– Активных – около сотни. У нас организовано семь казачьих хуторов: в Иванове, Кинешме, Шуе, Тейкове, Юрьевце, Пучеже и Ильинском-Хованском. Нужно пояснить, что казачий хутор – это не географическое объединение по месту расселения, а структурная единица. Хутор – это минимум двадцать человек. В их составе и женщины, и дети.
– Чем они занимаются?
– Во-первых, охраной общественного порядка. Такая практика уже есть в Тейкове. Мы патрулируем улицы не только в праздники и дни проведения крупных мероприятий. Вовторых, работа с молодежью. Казаки занимаются в военно-патриотических клубах и школах. Есть договоренность с 15-й, 20-й и 37-й школами в областном центре об открытии специальных казачьих классов (начиная с шестых и девятых). Там будут преподавать основы православия, военное дело, историю казачества, дополнительно заниматься стрельбой и конноспортивной подготовкой. Уже есть договоренность, что выпускники казачьих классов пройдут армейскую службу в казачьем батальоне в Кантемировской дивизии или в специальных частях своего региона. Кроме того, мы участвуем в военных сборах. Ну и, конечно, казаки всегда должны быть готовы к мобилизации, говоря по-казачьи – сполоху.
Если раньше казаки в первую очередь обороняли рубежи государства, создавали военные подразделения, участвовавшие, например, в Отечественной вой не 1812 года, двух русско-турецких войнах, то сейчас наша задача – защита Родины в тылу от тех, кто пытается ее развалить. В том числе и на уровне идеологии. Кстати, сейчас мы формируем штаб Иваново-Вознесенского хутора. Администрация обещала помочь с выделением помещения под него.
Носить нагайку пока не разрешили
– Вы сказали, что казаки охраняют общественный порядок. А какой юридический статус они имеют? Приравнены к сотрудникам правоохранительных органов?
– Есть реестровые казачьи организации – они почти приравнены к полицейским. Такие дружинники могут носить холодное оружие и нагайку, огнестрельное – нет. Пока наше отдельское войско в реестр не входит, но мы планируем попасть в него. Это непростая процедура, требующая оформления массы документов. Областное управление Министерства юстиции обещало нам помочь ускорить этот процесс.
– Почему вы сами решили стать казаком?
– В 2012 году я вошел в Иваново-Вознесенский хутор. У меня тесные связи с 217-м воздушно-десантным полком, там мне и рассказали о казачестве. Пришел, посмотрел – хорошие ребята, которые одержимы (в хорошем смысле этого слова) идеями патриотизма и защиты родины. Дальнейшие события в истории России и мировой истории показали, что это направление правильное. То, что творится сейчас на Украине, мы все прекрасно видим. Я не хочу, чтобы это повторилось в России, не хочу, чтобы брат пошел на брата. Стало от этого лучше? Нет, не стало.
Для новичков – трехмесячный испытательный срок
– Казаком сейчас может стать любой желающий? Для этого необязательно иметь казацкие корни?
В тему |
Подробнее узнать об Ивановском отдельском казачьем обществе и получить информацию по вступлению можно на сайте ivoblkazachestvo.wixsite. com/ivoblkazachestvo или по телефону: 8-961-118-51-06. |
– Именно так. Конечно, абы кого мы не берем. Каждый кандидат должен заполнить анкету, затем кандидатуру рассматривает круг. У нас есть своя служба безопасности, которая изучает кандидатов, собирает о них все сведения. Например, на предмет наличия судимостей. Среди казаков много бывших военных, бывших полицейских. Волею судеб они уходят в отставку, но хотят продолжать службу. Казачество позволяет это сделать.
Приходят люди старшего поколения, «раскопавшие» свои корни, узнавшие о том, что среди предков были казаки. Тянется и молодежь: школьники, студенты. Мы их обучаем, прививаем наши идеалы, стараемся забрать непростых подростков из сложившейся среды, направить их в правильное русло, дать патриотическое воспитание.
Каждый новый человек проходит трехмесячный испытательный срок: участвует в общественной жизни хутора, ходит в церковь на службы. Я подчеркну: главное – иметь здравые мысли в голове, идеи патриотизма и православия. Все казачьи круги освящает отец Михаил, иерей храма Преподобного Сергия Радонежского в Иванове. Его благословил владыка. Кандидат должен жить нашими идеалами. Не зря во все времена нашим девизом были слова: «Отечество, казачество и вера православная!»