Привлечь туристов картошкой и клюквой

14 октября 2016 12:34

В нашей области нет ни природных достопримечательностей неописуемой красоты, ни топовых памятников архитектуры, ни других «фишек», достойных долгого (и часто дорогого) путешествия из соседнего или тем более дальнего региона.

Поэтому из всех видов туризма у нас наиболее развит так называемый событийный – привязанный к традиционным местечковым праздникам. Фестивали с необычными названиями и самой разной тематикой в регионе не редкость. Затрат в денежном выражении они требуют небольших, а отдача от них налицо. Правда, пока не финансовая…

Для фестивалей ищут спонсоров

Туристские маршруты в наш регион еще не «протоптаны», считает руководитель комитета по туризму при ивановском отделении «ОПОРы России» Владимир Щебельский. «Мы еще не зарекомендовали себя как туристический центр, – говорит он. – Те бренды облцентра, которые знакомы нам с детства, постепенно изживают себя. Поэтому наш вы ход – событийный туризм, туры выходного дня».

Владимир Анатольевич уверен, что экономить на фестивалях в районах нельзя. Вложение денег в такие мероприятия имеет долгосрочную перспективу. Она может быть не видна с первого взгляда, но обязательно «выстрелит» через несколько лет увеличением турпотока и, соответственно, пополнением казны.

Главная проблема организаторов очевидна – недостаток средств. «Суммы зачастую требуются смешные, но у районов нет даже их, – констатирует Владимир Щебельский. – Например, организаторы фестиваля «Кухонъ» в Юже в этом году обратились к нам с просьбой оплатить проезд артистам из Иванова (они, кстати, выступали бесплатно)… Пытаемся договориться с региональными властями, но получается не всегда».

Ранее средства на фестивали и подобные мероприятия в районах департамент культуры выделял на конкурсной основе через областной Центр культуры и творчества. Такая система существовала с 2009 по 2015 год. А в текущем году из-за экономических сложностей финансирование было снято. «Но ни один фестиваль не закрылся, все муниципалитеты изыскали средства, нашли спонсоров. Помогает и наш департамент – главным образом в продвижении и рекламе», – говорит замдиректора департамента культуры и туризма Сергей Жемулин.

При этом, проводя фестивали за свой счет, муниципии практически не получают отдачи в денежном эквиваленте. «Чаще всего туристов привлекают продажей каких-либо продуктов, имеющих в данной местности особые качества: овощей, фруктов, ягод, рыбы, чая и прочего, – продолжает Сергей Александрович. – Туристы едут посмотреть, что организаторы придумали фактически на пустом месте, как раскрутили свой съедобный бренд». Поэтому выгоду от фестиваля имеют в первую очередь продавцы этих самых продуктов. Но интерес туристов распространяется и на остальные достопримечательности села или деревни.

«Эх, лук-лучок» как помощь в газификации

Например, в День лука в Лухе посещаемость местного музея выросла в 60 (!) раз. Музей, по словам начальника отдела культуры администрации Лухского района Любови Боровковой, заработал 8 тысяч рублей при стоимости билета в 35 рублей. «Еще 9 тысяч дали экскурсии в лухскую крепость, они проводились впервые, – продолжает Любовь Вениаминовна. – По билетам прошли около 200 человек, а сколько было льготников – не сосчитать». Говорят, на Дне лука неплохо заработала и местная телезвезда – автор знаменитого куплета про «лук-лучок» Олег Опарин: кто-то подсказал ему, что за его фото с туристов можно брать деньги...

Так получилось, что фестиваль лука в Лухе стал одним из самых известных в области. Чисто случайно о жизни поселка узнали жители всей страны. И хотя слава эта была, может быть, не совсем та, на которую рассчитывали в Лухе (его образ на телевидении вышел немножко шаржированным), известность сыграла поселку на руку: в 2019 году здесь ждут газ (напомним, о получении сертификата на газификацию Луха позаботился Первый канал).

Польза от других фестивалей, пусть она и не столь явно выражена, несомненно есть, уверен Сергей Жемулин. «Такие праздники очень любят местные жители, – говорит он. – Часто вокруг мероприятия крутится вся культурная жизнь района. На нем имеют возможность выступить музыкальные коллективы, дома ремесел выставляют свою продукцию. А жители глубинки не чувствуют себя забытыми».

Сцену строили местные жители

Особенно интересны необычные фестивали, аналогов которым в области пока нет. Вот, например, упомянутый выше южский фестиваль национальной кухни «Кухонъ». «Сначала мы провели небольшое мероприятие в местном ресторане. Честно говоря, на большой интерес не рассчитывали, – вспоминает организатор проекта, председатель регионального отделения Союза сельской молодежи России Александр Саков. – Но пришло более 300 человек. На следующий год решено было проводить его на открытом воздухе...» С каждым годом «Кухонъ» собирает всё больше народу. Главное событие фестиваля – угощение национальными блюдами, которые привозят в Южский район представители диаспор. Фестиваль активно сотрудничает с Ивановским домом национальностей. В этом году на нем впервые выступала приглашенная звезда – певица Майя Балашова. «Конечно, ищем спонсоров, обращаемся в администрацию, – говорит Александр. – Очень выручают местные жители. Например, для нынешнего фестиваля они бесплатно соорудили сцену и скамьи».

«Событийный туризм в Ивановской области – в самом начале своего формирования, – резюмирует Владимир Щебельский. – Думаю, уровень фестивалей с годами будет повышаться. Но без поддержки властей мы далеко не уйдем. Нужно понять, что во многом благодаря местным праздникам об Ивановской области могут заговорить как об одном из центров событийного туризма».

В ТЕМУ
В области ежегодно проводятся около 40 фестивалей разного уровня. Все они отмечены в событийном календаре Ивановской области на туристическом портале региона visitivanovo. ru. У некоторых из них уже появились свои сайты. Например, деньлука.рф. Не могу удержаться, процитирую несколько строчек оттуда: «Знаменитый лухский лук так хорош, что сам Иван Грозный не садился за стол, пока ему не подадут на специальной золотой тарелочке ядреной лухской луковицы». «Выпьет царь сладкой анисовой водки или многолетнего сыченого меда, понюхает луковицу, присолит, откусит и аж заколдобится…» «Мало кто, кроме луководов, знает, что слеза от лухского лука не только много крупнее и прозрачнее слезы, скажем, от ростовского, астраханского или тамбовского, но и самая горючая».

Читайте также
"Это знаковое событие для страны": Станислав Воскресенский присутствовал на инаугурации Президента
Ивановцы смогут добраться до моря за 30 часов на автобусе
Когда осужденный отбывает наказание прямо в городе