Зачем нужен кризис

9 августа 2016 10:32

В Ивановской области второй год работает завод «Теплант-Иваново». Это подразделение одного из крупнейших производителей сэндвич-панелей в России - АО «Теплант». В преддверии Дня строителя мы побеседовали с генеральным директором компании Юрием Вертопраховым.

- В одном из интервью вы сказали, что пик кризиса пройден в первом квартале этого года, и сейчас рынок размораживается. Изменит ли новый тренд годовые прогнозы аналитиков по развитию рынка сэндвич-панелей?

- В первом квартале спрос упал даже по сравнению с не очень удачным 2015 годом. С апреля  мы начали существенно прирастать в объемах. Спрос растет в течение трех месяцев, что пока не дает нам основания считать этот тренд устойчивым, но дает надежду, что дальше все будет развиваться в том же направлении.

Пиковые значения по объему рынок сэндвич-панелей показывал в 2014 году. В 2015 году начался спад, который продолжается и сейчас. Разворот, который мы наблюдаем, в лучшем случае позволит компенсировать падение последних двух лет. Абсолютно точно рынок не достигнет уровня 2014 года в этом сезоне. И сказать окончательно, что рынок пошел в рост, мы сможем, наверное, не раньше сентября. Осень – пик сезона продаж для нас.

- За счет чего может выжить производственная компания в условиях кризиса?

- Эффективность предприятия - в его жизнеспособности, в способности преодолевать сложности.

Многие воспринимают кризис как что-то плохое. Это, конечно, не самое приятное событие, но законы рыночной экономики предполагают прохождение подобных этапов. Важно знать, что делать в этой ситуации, то есть понимать, зачем нужен кризис.
В отличие от 2008 года нынешний кризис медленнотекущий. С 2012 года в России началось снижение капитальных затрат. Все меньше денег российские предприятия инвестируют в свое развитие. А когда объем капитала снижается, трудно ожидать развития.

Плюс у нас в стране не очень хорошо развиты такие понятия, как производительность труда. Работать больше и работать лучше – не одно и то же. Можно улучшать  показатели просто за счет правильной организации, мотивационных и прочих программ. Нашей стране не хватает менеджерских, управленческих кадров. Развитие экономики строится в основном за счет капитальных инвестиций в оборудование, технологии и т.д.

В 2009 году наше предприятие не было готово к кризису. Самарский завод (тогда еще «Термостепс МТЛ») вынужден был серьезно сократить численность, и все равно какое-то время работал в убыток. Ситуация начала выравниваться только в 2010 году.

В 2015 год Теплант вошел более подготовленным. Мы использовали новую экономическую реальность, чтобы привести свою форму в полный порядок: оптимизировать орг. структуру, повысить производительность, повысить качество.

Результаты: производительность на линиях по производству сэндвич-панелей по сравнению даже с 2014 годом выросла в среднем на 25%. Повышение  производительности – одно из условий снижения себестоимости, над чем мы активно работали по всем направлениям. Снизили себестоимость минеральной ваты, которую  используем в качестве утеплителя при производстве панелей.

- Вы сказали, что экономику предприятия и страны можно увеличить не только за счет капитала. А за счет чего еще?

- Многое можно сделать за счет мозгов. В этом наш потенциал, я считаю.

Мы живем в постиндустриальную эпоху, когда экономика развивается не за счет молота и наковальни, а за счет правильного нажимания кнопок. Сейчас более высокую капитализацию имеют бизнесы, владеющие не огромными производствами, а качественным интеллектуальным продуктом - софтовые компании, digital-сервисы и т.п. Яркий пример – история с Pokemon GO. По данным РБК, с 6 июля акции Nintendo, компании-владельца игры подорожали более чем на 50%. Капитализация японской корпорации увеличилась с $17 млрд до $30,95 млрд.

Сейчас нужны мозги, способные создать другую среду для людей. В маркетинге все пляшет от спроса, но сейчас мало этот спрос удовлетворить, все чаще его нужно создать.

- А что Теплант делает в этом направлении?

Мы пока не готовы предложить рынку принципиально новую «сэндвич-панель будущего». Пока не готовы. Но мы можем предоставить клиенту современный сервис, сайт, который обеспечит удобный способ связи, где можно получить максимум информации, выбрать необходимый продукт, сориентироваться в сроках, в ценах, поучаствовать в тендерах и т.п. Мы сейчас оказываем целый комплекс онлайн-услуг, и продолжаем работать в этом направлении. Теплант здесь идет в ногу с рынком, просто современные технологии реализуются у нас не в самом продукте, а в процессе его производства и в сопровождении заказа.

- Как развивается ситуация на ивановской площадке Тепланта?

- Теплант-Иваново за эти без малого два года окончательно утвердился, как здоровое высокопроизводительное предприятие, которое выпускает сейчас в среднем около 40-50 тыс. кв. м панелей на одну рабочую смену в месяц. Наш ивановский завод произвел панели для строительства и реконструкции объектов, значимых не только в нашей стране: стадион «Лужники» в Москве,  Белорусская АЭС и Ленинградская АЭС и др.

В ближайшее время планируем вернуться к программе инвестиций в этот проект и реализовать задачи, которые были заложены в первоначальной версии бизнес-плана.

В прошлом году мы отметили годовщину. В этом году не планируем делать по этому поводу больших мероприятий, но обязательно вспомним, когда был открыт завод, порадуемся вместе с ивановскими и самарскими сотрудниками за то, что завод состоялся, производит качественную продукцию и за то, что у Теплант-Иваново есть будущее.

Читайте также
"Золотую звезду мне и Кабаидзе вручали одновременно"
Из родниковских "Ладушек" на "Утреннюю звезду" и "Голос"
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области