Юрий СМИРНОВ: «Малых вопросов не бывает»

22 июля 2016 12:00

Почти 10 лет уроженец Приволжска, бизнесмен-промышленник, основатель ивановского землячества в Москве представлял область в Совете Федерации… А полгода назад Юрий Валентинович возглавил региональную Общественную палату. Мы беседуем с ним о том, что представляет собой этот институт гражданского общества, чего ждут от власти люди...

Мимо Кинешмы ежегодно проплывают 10 миллионов

 - Как вы считаете, какова должна быть роль Общественной палаты сегодня? Какие приоритеты в работе ставите?

 - Общественная палата – это связующее звено между гражданами и властью. Она призвана защищать законные интересы людей. Я считаю, этот институт сегодня оправдывает ожидания. Наша Общественная палата – вполне «боеспособный» орган, куда вошли активные представители ивановского края, которые на голом энтузиазме, в меру своих сил и возможностей стараются решать порой очень трудные вопросы, с которыми к ним обращаются жители.

 - Насколько этот институт эффективен в нынешнем его виде?

 - На самом деле этот вопрос должен быть адресован не мне, а людям, жителям области. Давать оценку самому себе – это не совсем корректно. Но раз вопрос задан, я попробую на него ответить.

К нам поступает очень много обращений по самым разным темам. Часто это настоящий крик о помощи людей, которые уже разуверились во власти на местах. Они пишут во все инстанции, в том числе президенту и премьеру… Например, обратились ко мне жители пяти деревень Вичугского района. Они каждый день ездят на автобусе в Вичугу: продают на рынке то, что вырастили на своих огородах, делают покупки и возвращаются домой. В один прекрасный день остановку у рынка ликвидировали. Селянам пришлось добираться со своими сумками от предыдущей остановки пешком. Куда только люди не обращались, с мертвой точки дело не двигалось. Кто такое «мудрое» решение принял, мне разобраться не удалось. Пришлось вмешаться – сегодня остановка есть, проблема решена.

Другой пример. Кинешемцы на одной из встреч просили вернуть городу причальную набережную, так как уже второй год подряд все круизные теплоходы с туристами проходят мимо. Из-за этого продукция народных промыслов, местных предприятий, которая раньше уходила влет с той же центральной площади Кинешмы, сегодня не востребована, потому что основной покупатель – турист с этих самых теплоходов. Уже не первый год и местные, и региональные власти бьются с этой проблемой. Направлена масса челобитных в Росимущество с тем, чтобы федералы передали в собственность города причальную набережную и ее можно было бы привести в порядок, заключить договоры с пароходством. Но, к сожалению, воз и ныне там. Я как-то сел с карандашом, прикинул. По самым скромным подсчетам Кинешма теряет 10 миллионов рублей дохода бюджета. И такие деньги проплывают мимо! Мне понадобилось две недели, чтобы вникнуть в ситуацию. На сегодняшний день согласованный руководством области и Кинешмы проект постановления о причальной набережной внесен на согласование в аппарат российского правительства. И я сделаю всё, чтобы в кратчайшие сроки вопрос окончательно решить.

В трудное положение сегодня попадают многие, поэтому и руководители разных уровней, и представители общественной палаты должны делать всё для того, чтобы решать прежде всего те проблемы, с которыми выходят к нам жители. И я везде говорил и буду говорить: малых вопросов не бывает. Даже если речь идет об интересах одной семьи, небольшой группы жителей, их вопрос может оказаться жизненно важным. Общественникам никак нельзя оставлять это без внимания, надо помогать людям.

 - И постоянно держать руку на пульсе. Не случайно же Общественная палата занялась мониторингом ситуаций с переселением из аварийного жилья, с Ивановской ДСК, с ОСАГО…

 - …и всё это – злободневные темы, которыми Общественная палата просто обязана заниматься. И результат от нашей деятельности ощутим. Например, с той же программой по переселению из аварийного жилья. От переселенцев поступает много жалоб по качеству новых домов. По сути, получается, что они переселяются из одного аварийного жилья в другое: иногда новые дома хуже старых. Это безобразие надо прекращать! Мы наладили свой контроль, провели инспекционные поездки. Лично я выезжал в Приволжск, Вичугский район, знакомился с проблемами. По результатам подготовили заседание Общественной палаты, с участием губернатора наметили конкретные, внятные меры по улучшению ситуации в этом важном для людей деле. Уверен, теперь дома будут сдаваться в установленные сроки и надлежащего качества.

Сегодня как никогда нужно работать над тем, чтобы в нашем регионе появлялись другие производства, в первую очередь – высокотехнологичные, чья продукция шла бы не только на российский, но и на мировой рынок. Только так можно обеспечить нашей области будущее.

 - Вы часто встречались и встречаетесь с жителями области – и как член Совета Федерации, и как председатель палаты. Что вы можете сказать о настроении людей? Чего они ждут сейчас от власти?

 - Чтобы с ними чаще встречались, больше объясняли. Люди в отдаленных районах нечасто видят чиновников – как местных, так и областных. Должен отметить, что наш губернатор Павел Коньков в последнее время активно работает в этом направлении, но люди ждут не только губернатора. Многие вопросы должны решаться представителями власти на местах.

Предпринимателей продолжают кошмарить

 - Наверное, можно сказать, что во времена СССР Ивановская область жила куда лучше, чем сегодня, была вполне благополучным регионом. Возьмем 70-80-е годы. О промышленности вообще не стоит говорить: она активно развивалась, модернизировалась, причем была разноплановой. У нас был, по советским меркам, достаточно высокий уровень жизни. Потом эти позиции были утрачены – настолько, что мы продолжаем выбираться из ямы, в которую попали в 90-е. Капитализм оказался нам вреден?

 - В СССР была плановая экономика. Продукция находила своего потребителя, поставки вовремя оплачивались. Была система, которая однажды рухнула. Все годами налаженные связи были оборваны. При этом мы в 90-е стали слышать такие заявления из уст руководителей правительства, что уж без текстиля-то страна выживет, всё можно закупить на Западе. Одно только это нанесло непоправимый вред нашей области. О текстиле просто забыли. А мы не просто так назывались текстильным краем: в каждом более или менее крупном населенном пункте были фабрика или целый комбинат. Директора тогда растерялись, я это помню хорошо. Еще вчера они знали, куда девать продукцию, откуда поступит сырье… Отрасль впала в ступор. Это положило начало разрушению экономики нашего края.

Я согласен с нашим губернатором, который говорит, что нам надо уходить от моноотрасли. Давно пора. Когда мы уже вступили в рынок, в эпоху непонятного капитализма, конечно, на моноотрасли экономику было не удержать. Сегодня как никогда нужно работать над тем, чтобы в нашем регионе появлялись другие производства, в первую очередь – высокотехнологичные, чья продукция шла бы не только на российский, но и на мировой рынок. Только так можно обеспечить нашей области будущее.

 - Вы экономист-практик, производственник, опытный управленец. Дайте рецепт, что нужно сделать, чтобы затормозить падение, «выйти на ноль», стабилизироваться и начать двигаться вперед.

Первое. Надо создавать условия для инвесторов не на словах, а на деле. Если кто-то изъявил желание вложить деньги в область, его просто нужно на руках носить, чтобы инвестор понял: он здесь нужен. Необходимо, чтобы у инвестора не было проблем с выделением земельного участка по нормальной стоимости, с обеспечением водой, электроэнергией, газом. Чтобы к его производству была проложена дорога. Ну и, конечно, хотя бы на три года за счет региона нужно предоставить все возможные налоговые льготы.

Второе. Область должна участвовать в как можно большем числе федеральных целевых программ. Сегодня мы практически выпали из ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма», а ведь там заложены большие деньги на развитие туристической инфраструктуры. Туризм – я не устану это повторять – должен стать одной из важных составляющих экономики региона. Когда я работал в Совете Федерации, удалось включить в эту программу Плёс. Было получено свыше 2 миллиардов рублей. Я стоял у истоков создания этой программы и добивался, чтобы кроме Плёса туда попали и другие поволжские города, чтобы в те места, где планировалось построить отели, пришел газ, вода, электричество… Когда это будет сделано, инвесторы в очередь выстроятся.

Мы также выпали из программы «Развитие физической культуры и спорта». А значит, не будет тех больших инвестиций, за счет которых были построены новые спортивные комплексы в Иванове, Вичуге, Шуе, Приволжске. И в эту программу надо возвращаться.

Третье. Конечно, очень бы хотелось, чтобы поддержку от государства получали не только наши текстильщики, но и, например, машиностроители. И необходимо добиваться, чтобы не четырем, как сейчас, а куда большему числу наших предприятий оказал помощь Фонд развития промышленности. Там сегодня очень дешевые деньги – под 5% годовых и проектное финансирование. Этот шанс нельзя упускать.

И, безусловно, нужна всесторонняя помощь в реализации проекта комбината синтетического волокна. Кстати, я этим уже начал заниматься.

Четвертое. Сельское хозяйство нужно поддерживать, невзирая ни на какие трудности. Нельзя снижать дотации производителям молока, погектарные субсидии. Нужно продолжать субсидирование процентных ставок тем аграриям, которые занимаются реконструкцией животноводческих комплексов.

Чего люди ждут сейчас от власти? Чтобы с ними чаще встречались, больше объясняли. Жители в отдаленных районах не часто видят чиновников – как местных, так и областных.

Сегодня создана благодатная почва для того, чтобы по максимуму обеспечить жителей нашей страны собственными продуктами питания, провести реальное импортозамещение. Правда, сроки очень сжатые. Но стоит только упустить эту возможность, и задачу уже не решить.

Пятое. Мы не должны забывать о малом бизнесе. К нему часто относятся как к назойливым мухам, а предпринимателям надо создавать «зеленую волну». И давно уже пора освободить от излишней опеки надзорных органов. Как бизнесмен, я хорошо знаю, что бизнес продолжают кошмарить. Бесконечные проверки, постоянные штрафы… Ну хватит уже заниматься уничтожением предпринимательства!

«Ради субсидий текстильщикам три года обивал пороги Белого дома»

 - Когда вы стали членом Совета Федерации, область почувствовала, что такое настоящее лоббирование интересов ивановцев на федеральном уровне. Ведь за, казалось бы, дежурными фразами о включении региона в очередную федеральную программу в итоге стояли реальные суммы и дела. Расскажите, как это дается и что такое лоббизм в вашем понимании.

 - Когда я пришел в парламент, у меня за плечами была хорошая школа. Еще в старые добрые советские времена я быстро поднимался по служебной лестнице, в 28 лет был назначен главным инженером крупного предприятия нефтехимии – Московского шинного завода. Уже в российские времена я продолжал занимать высокие государственные должности. Затем создал свой бизнес и работал там достаточно длительное время. Всё это позволило мне обрасти связями как во властных структурах, так и в деловых кругах.

Начав работать в Совете Федерации, я для себя наметил реперные точки – направления, по которым интересы области надо было защищать первым делом. Это поддержка текстильщиков и села, развитие спорта и туризма, строительство дорог и мостов, газификация районов.

И по всем этим направлениям я долбил, извините за выражение, как дятел. Потом сам иногда удивлялся, как удалось решить практически нерешаемые вопросы. По поводу тех же субсидий текстильщикам я три с половиной года обивал пороги Белого дома, при каждом удобном и неудобном случае капал на мозги чиновникам высшего ранга, что нужно помогать текстилю. В итоге в 2007 году было принято решение ввести для текстильщиков специальную строку в федеральном законе о бюджете – «субсидии на закупку сырья и материалов», в 2008-м – «субсидии на техническое перевооружение». Дальше ввели поправку, чтобы субсидии выделять не только по текущим, но и по пролонгированным кредитам.

Хорошо помню, сколько сил потребовалось, чтобы провести газ в Пучежский район. Мы пробивали эту тему на федеральном уровне вместе с главой района Николаем Ершовым и Анатолием Хрипуновым, нашим земляком, бывшим руководителем «Межрегионгаза». И совместными усилиями всё получилось.

В Совете Федерации я выработал свой алгоритм, свой метод. Например, когда удалось добиться выделения области больших федеральных средств по линии Минспорта на строительство спортивных объектов, я делал всё, чтобы не подвести министра Виталия Мутко, моего бывшего коллегу в верхней палате парламента, чтобы эти объекты строились в срок, а иногда и досрочно.

Вот что такое лоббирование. Такой настрой и такой опыт должен быть у человека, который изъявил желание представлять регион в высшем органе законодательной власти страны. Ничего не имею против молодых ребят в политике, их желания оказаться в Госдуме. Но я им говорю: вы должны понимать, что это не только престиж, а прежде всего огромная ответственность перед жителями региона и много работы. Чтобы идти во власть, нужно четко представлять, как ты будешь решать вопросы и хватит ли у тебя для этого сил и возможностей.

 - Во многом благодаря вам в области произошел серьезный рывок в создании спортивной инфраструктуры, в частности футбольной. Вы болельщик?

 - Честно говоря, неактивный. Но получаю истинное удовольствие, когда в футбол играют дети. Не болтаются без дела на улице, не употребляют наркотики, не курят, не балуются выпивкой, а занимаются спортом. Это – основа здорового поколения.

Беседовал Фёдор ЛАПИН

Читайте также
Перед Днем Победы в Ивановской области приводят в порядок памятники
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%