Часть продукции меняли на сырье
- Почему вы занялись выпуском конфет? Разве их производство было специализацией Южи?
Александр: – «Театральную помадку» в Юже выпускали много лет назад: на местном хлебокомбинате работал кондитерский цех. Эта конфета была своеобразным брендом города. Некоторые наши земляки, которые сейчас живут в Германии, Латвии, Молдавии, после посещения малой родины везут домой «Театральную помадку». В начале 1990-х мы занялись сбытом этой конфеты: покупали ее на хлебокомбинате и развозили по торговым точкам области. Но потом комбинат закрылся. В 1995 году мы арендовали кафе и начали самостоятельный выпуск «Театральной помадки».
- Считается, что для организации собственного дела требуется приличный первоначальный капитал…
Михаил: – Мы начинали без копейки, с нуля. Нашли Лидию Куприну, которая более 30 лет занималась выпуском этой конфеты и хорошо знала ГОСТовскую технологию. В арендованном помещении были только электрические плиты и большие баки, в которых варили сладкую массу. Саму помадку делали вручную с помощью кондитерских кульков с разными насадками. Работали сначала втроем.
- Какие-то сложности были при открытии собственного дела?
Александр: – Нам пришлось пройти «все круги ада». Тогда только еще появились законы, что частным лицам можно выдавать сертификаты на производство, но на практике это еще не применялось. В центре стандартизации нам сначала отказали, потом велели собирать документы, но какие – не сообщили. Пришлось изучать законодательство и обращаться за разрешениями в пожнадзор, санэпидстанцию, ветстанцию, экологическую организацию и другие инстанции.
Зачастую не хватало денег для покупки сырья. Приходилось работать по бартеру: часть продукции меняли на сырье – яйца, молоко, кукурузную патоку…
С крупными сетями сотрудничать невыгодно
- Сейчас ваше производство есть не только в райцентре…
Михаил: – В 2002 году мы выкупили столовую совхоза «Луговое» в Преображенском и открыли там цех. Постепенно стали расширять ассортимент. К производству «Театральной помадки» добавились шербет, сливочная колбаска, фруктово-ягодный сахар, «Киевская помадка». Для изучения технологии производства мы ездили в ивановские библиотеки и изучали документацию выработки. Дело стало быстро развиваться, расширились поставки продукции.
- Не только по нашему региону?
Александр: – По всей Центральной России: во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую, Ярославскую, Московскую, Вологодскую области. Даже в Татарстан. Раньше развозили конфеты прямо по магазинам – сейчас работаем с торговыми базами.
- С возвратом продукции есть проблемы?
Александр: – Возврата у нас не бывает. За срок реализации уходит всё.
Процесс отсадки «Театральной помадки» автоматизирован.
- А с крупными торговыми сетями работаете?
Михаил: – Пытались войти в крупные торговые сети, долго вели переговоры и даже оформили документы для вхождения в «Магнит», но затем отказались от этой идеи. Нас не устроили предлагаемые условия. Здесь требуют различные бонусы, то есть дополнительные деньги. К примеру, для того чтобы удачно разместить товар… Реализация продукции окажется очень затратной. Знакомые предприниматели говорят: кто входит в сети – быстро банкротится.
Конфета не хотела держать форму
- За счет чего вам удается расширять производство?
Михаил: – Семь лет назад мы выкупили в Юже трехэтажное административное здание предприятия «Сельхозхимия» и организовали еще один цех по изготовлению «Театральной помадки». Работа была проделана очень большая: в здании не было ни окон, ни дверей. Мы с братом сами выполнили ремонт. Пришлось бурить скважину и прокладывать водопровод. Сейчас в новом цехе занято более 20 человек. Если в Преображенском сладости делают вручную из-за нехватки мощностей электросетей, то здесь производство автоматизировано. Для изготовления сладкой массы по нашему заказу в Москве сделали специальные варочные котлы, которые обошлись нам более чем в миллион рублей. Выпуск самой помадки производится на отсадочной машине, которую сделали в Санкт-Петербурге, тоже на заказ… Приобрели и другое оборудование, без которого в нашем деле не обойтись.
- Новая продукция появляется в ассортименте?
Александр: – Около года назад мы запустили в производство «Южскую конфету», которая является аналогом известной «Коровки» (саму «Коровку» выпускать не могли, так как она уже запатентована). Долго мучились с установкой режима варки и нормами ингредиентов: конфета никак не хотела принимать и держать новую форму. Консультировались с технологами фабрик, которые выпускают что-то подобное. В итоге «Южская конфета» удалась... Ее производство мы тоже автоматизировали. Так, заверточную машину немецкого производства приобрели в Пензе после капремонта за 907 тысяч рублей (новая стоила бы больше трех миллионов, что для нас пока неподъемно). В ближайших планах – производство «Цитрусовой конфеты» и мармелада, для чего мы уже подготовили новый цех. Дело за оборудованием.
Михаил: – В прошлом году мы подали заявку в профильный департамент на компенсацию его стоимости по программе поддержки малого и среднего бизнеса. Деньги пока ждем, но не уверены, что получим… Конечно, предприниматели очень нуждаются в такой поддержке со стороны властей. С другой стороны, расширение производства – это и организация новых рабочих мест, что выгодно государству. Если бы была помощь с финансированием, на третьем этаже мы могли бы открыть, к примеру, карамельную линию.
- А банковские кредиты?
Михаил: – Для малого и среднего бизнеса на условиях, которые предлагаются, они не выгодны. Их надо отдавать практически сразу же, отсрочку по платежам дают лишь на три месяца, а производство, с которого сможешь получать прибыль, запустишь лишь через два-три года. К тому же проценты очень большие: возьмешь 600 тысяч, а выплачивать придется почти 800.
«Гордимся, что работники начинают хорошо одеваться»
- Какие еще проблемы мешают развиваться малому бизнесу?
Александр: – Нас буквально душат налоги: за рабочих, за здания, за землю… всего и не перечислишь. С 2014 года ввели еще один налог – один процент дохода в Пенсионный фонд от валового дохода. А расходы на санэпидстанцию, документацию…
- Конкуренты не мешают?
Александр: – В нашей области такую продукцию мы производим одни. Когда-то «Театральную помадку» в Юже пытались делать еще несколько предпринимателей, но у них не пошло. А всего в России ее производят три-четыре крупных производителя: во Владимирской, Костромской и Московской областях.
- Работники у вас много получают?
Михаил: – Для райцентра хорошо. Мы даже гордимся, когда к нам на работу приходят устраиваться люди, не слишком следящие за своим внешним видом (финансы не позволяют), а потом начинают хорошо одеваться.
- Вы строгие хозяева?
Александр: – Работники говорят, что не очень. Стараемся поддерживать доброжелательную обстановку в коллективе. Бригады формируем по согласованию, чтобы людям приятно было трудиться. У нас работает пять семейных пар – муж и жена всегда вместе. По возможности выдаем сотрудникам микрокредиты – к примеру, на покупку стиральной машины или телевизора. Но и дисциплину стараемся поддерживать: дисциплина на производстве определяет качество.
Михаил и Александр Мочаловы по образованию строители, окончили Ленинградское профтехучилище. Сменили несколько профессий. Так, Михаил трудился официантом, поваром, бортпроводником на самолете. Став предпринимателями, активно участвуют в жизни города, спонсируя различные мероприятия.