12 тигров под руководством… дирижера

21 июня 2016 14:02

В Ивановском цирке вновь премьера. На этот раз всех любителей зрелищ приглашают на программу «Королевские тигры Суматры». Гвоздь программы, конечно, хищники, но и другие цирковые номера не уступят им в красоте и напряженности.

Жонглирование в темноте

Всё начинается с жонглирования. Зрители как завороженные следят за тем, как взлетают и перепрыгивают с лески на леску крутящиеся катушки. Когда выключается свет и жонглеры начинают работать со светящимися предметами практически в темноте, зал словно погружается в сказку…

Сила и сноровка артистовпросто поражает.

Один из самых оригинальных в программе – номер с дрессированными птицами. Яркие большие попугаи выполняют разные трюки. А попугай Кеша похвалил сам себя, задорно прокричав в микрофон: «Кеша хороший!».

Настоящие переживания вызывают номера силачей и гимнастов. Первые поражают зрителей невероятной сноровкой (например, один делает стойку на голове другого, опираясь на руку), вторые под самым куполом выполняют невероятные фигуры без страховки. А канатоходцы заставили весь зал замереть, когда артист, на голове которого стояла партнерша, поднимался по натянутому канату под углом в 45 градусов. Трюк был настолько сложным, что после его выполнения женщина, едва ухватившись за крепления, не смогла сдержать эмоций и выкрикнула: «Есть!». Зал взорвался аплодисментами.

Но гвоздь вечера – это, конечно, суматранские тигры. Они появляются на сцене во втором отделении. Двенадцатью хищниками руководит народный артист России, дрессировщик с мировым именем Николай Павленко. Рычащие хищники прыгают сквозь горящее кольцо, приседают и даже валяются белыми животами вверх.

«Дрессируя животное, человек не идет против его природы»

После представления мы попросили Николая Павленко ответить на несколько вопросов.

 - Николай Карпович, на сцену в этой программе вы выходите дважды: в роли дрессировщика собачек и тигров. Чем отличается их дрессура?

СПРАВКА
Николай Павленко (родился 21 ноября 1943 г.) – советский и российский цирковой артист-дрессировщик хищных животных, народный артист, лауреат премии президента в области литературы и искусства, лауреат Международного конкурса артистов цирка в Монте-Карло в номинации «Дрессура хищников», приз «Золотой клоун». С 17 лет в зооцирке, сначала рабочим по уходу за животными, лектором-экскурсоводом, был зав секцией, директором зооцирка (1969–1972), позднее – дрессировщиком. Начинал работать со слоном. Выступал с собаками динго, волками, бурыми и белыми медведями, ламами, верблюдом, ягуарами, лошадьми, пантерами. В начале 1990-х годов подготовил выдающийся аттракцион с самой крупной в российском цирке группой (17 суматранских тигров). Один из эффектных трюков – «нападение» двух разъяренных хищников на дрессировщика. Артист пресекает агрессию животных, волевой командой заставляет их подняться на задние лапы и в таком положении пятиться, как бы отступая, до самой ограды. Работает на манеже с собаками породы японский шпиц.

 - За столетия, проведенные рядом с человеком, собаки выучили все наши повадки и умело этим пользуются. Кроме того, в отличие от тигров они постоянно требуют внимания, любви, общения.

 - Кого дрессировать сложнее – собаку или тигра?

 - Нельзя сказать, что кого-то сложнее, кого-то проще. Бывают и тигры глупые, и собаки. Всё очень индивидуально. Но с собаками проще в том плане, что их можно легко поменять. Не хочет пес работать – не надо, иди живи к кому-нибудь на диван. Тигра, если он не подходит для цирка, на диван не посадишь. Да и в содержании они очень дорогие, и мало кто из владельцев позволяет им не работать. Если уж тигр выдрессирован, он работает до смерти. Бывает, что стариков приходится отдавать из-за того, что они плохо совместимы с молодыми животными. Но это бывает очень редко.

Однажды за рубежом один немец, хозяин цирка, назвал меня «господин куляк», имея в виду, что я, по их меркам, человек зажиточный, кулак, раз имею столько животных. Объяснить человеку, что тигры принадлежат государству, было очень сложно.

 - Цирк – это искусство, где всегда нужно изобретать, придумывать что-то новое, так как номера быстро устаревают. В дрессировке то же самое?

 - Есть сферы, в которых придумать что-то новое невозможно. В опере повторяются классические партии, в балете – пируэты. С одними и теми же словами, одинаковыми нотами получаются абсолютно разные спектакли и концерты. То же самое и в цирке, и в дрессуре. Вершины мастерства у всех одинаковые, но вопрос не в том, что, а в том, как артисты выполняют те или иные фигуры. Главное, чтобы зрители получали удовольствие. В моем номере с собаками нет каких-то умопомрачительных трюков, но он поднимает настроение.

Кроме того, и у человека, и у животного есть предел физических возможностей. Например, слон не может перевернуться через голову, а лошадь – ходить на передних ногах. С этим человек ничего не может сделать. Работа тигров построена на одних и тех же элементах: прыгать, переворачиваться, бегать, сидеть. Иногда так называемые защитники животных, которые, как правило, в животных ничего не понимают, начинают выступать против цирка, из-за того, что здесь животных якобы мучают. Да, в природе медведь не умеет ездить на велосипеде, но ведь он может это делать, он приспособлен к этому. Дрессируя медведя, человек не идет против его природы и возможностей.

Так с животными, и так, по большому счету, с людьми. Артист цирка – это не драматический артист. В цирке главное всё же трюк, а не создание образа. Хотя, если удастся создать образ, – это будет «высший пилотаж». Но образ строится исходя из особенностей личности актера. Я, например, выступаю в образе дирижера: мне близки его типичные жесты, его характер. В основном артист в цирке играет сам себя.

Работать водителем тоже опасно

 - Бывало, что тигры нападали на вас? Я вижу, что у вас все руки в шрамах…

 - Это только то, что видно... Конечно, нападали. Но я же сам выбрал для себя эту профессию. Бывает, что и добрые, на первый взгляд, животные, например лошади, откусывают кисти рук. Когда человек идет работать с животными, он должен знать, что это такое. Но ведь опасность подстерегает нас везде, и часто люди сами идут на риск, зная о его возможных последствиях. Врачи работают в туберкулезных диспансерах, водители садятся за руль, хорошо представляя себе опасности современного города. А я вхожу в клетку с тиграми и тоже знаю, что это опасно.

Гвоздь цирковой программы – суматранские тигры.

 - Страшно в клетке с хищниками бывает?

 - Страх – это одно, а инстинкт самосохранения – другое. Бояться нельзя, тигры это чувствуют. А сохранять трезвую, холодную голову в работе с ними нужно обязательно.

 - Как полосатых артистов приводят в должный вид перед выходом на арену?

 - Да в общем-то, никак. Они живут все вместе, нужна хорошая подстилка из хвойных опилок, благодаря которой шкура у них блестит. Если тигр испачкается, то моем его. Но в целом они вылизываются сами, это же кошки. Однажды я купил для цирка тигра, который жил в зоопарке, и у него клочьями с боков торчала невылинявшая шерсть. Долго думали, как можно его причесать. На железную палку прикрепили металлическую щетку и вычесывали его. Он был злой, рычал, бросался, но подставлял бока, потому что они чесались. А мои тигры всегда готовы выйти на арену прямо из клетки – они в хорошей форме. А еще они очень хорошо плодятся – и это лучший ответ тому, кто считает, что животных в цирке мучают. В плохих условиях тигры не будут выводить потомство.

Читайте также
"Золотую звезду мне и Кабаидзе вручали одновременно"
Из родниковских "Ладушек" на "Утреннюю звезду" и "Голос"
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области