Из выхлопной трубы – цветочек

3 июня 2016 09:38

Электромобили для Иванова пока большая редкость. На десятки тысяч «бензиновых» машин приходится лишь два автомобиля, работающих от аккумулятора, который заряжается от сети. «ИГ» выяснила, насколько выгодно содержать электромобили.

Двигатель работает бесшумно

Многодетная семья Гулько из Иванова несколько лет назад задумалась над тем, как сократить затраты на бензин. Машина в семье была «рабочей лошадкой»: глава семейства – сборщик мебели, эта работа связана с постоянными разъездами и в последнее время на топливо уходила заметная часть бюджета. Александр с супругой Валентиной решили сменить авто. В Интернете нашли электрический «Nissan Leaf».

…На встречу со мной семейство Гулько приехало на электромобиле. Пока мы разговаривали рядом с машиной, на заднем сидении мирно спали дети. «А вы в курсе, что у нее сейчас работает двигатель?» – с улыбкой спросила Валентина. Машина не издавала вообще никаких звуков! Понять, что двигатель заведен, можно только по светящейся панели внутри салона. Кстати, салон очень современный, большой и удобный. Никаких коробок передач, педалей сцепления и прочих атрибутов машин, рассчитанных на двигатель внутреннего сгорания.

Стартует машина мгновенно: за 3 секунды может разогнаться до 60 километров в час, так что на светофоре ее «сделает» далеко не каждая иномарка. Движется очень плавно, по дороге будто плывет, а не едет. «К правому рулю привыкли быстро, машина с левым стоила бы в разы дороже, – рассказывает Александр. – Nissan несколько лет назад обошелся нам в 600 тысяч рублей (примерно столько же на ту пору стоила новая обычная иномарка). Заказывали ее в Японии на аукционе, доставили в Москву в контейнере по железной дороге, а из Москвы перегоняли сами».

Валентина добавляет, что модели этой марки в России вообще не продаются, а если и появятся, то будут стоить не менее 2 миллионов рублей.

Авто подзаряжается от розетки

«Выгода налицо, – Валентина открывает калькулятор на мобильном телефоне. – Сколько сейчас бензин стоит? 33 рубля примерно. При расходе топлива 14 литров на 100 километров (а в городском режиме расход у иномарок примерно такой) 1 километр будет стоить около 4,6 рубля. А на нашей машине знаете во сколько обходится километр? В 60 копеек! При этом энергия не тратится, когда мы стоим – на светофоре, например».

Но, даже имея все эти расчеты, полностью довериться электроавто было немного страшновато, поэтому в семье Гулько «Лиф» сначала был второй машиной. Но со временем супруги поняли, что бензиновый автомобиль просто пылится во дворе, и продали его.

Александр Гулько за рулем «Лифа».

Для полной зарядки «Лифу» требуется около 8 часов, но это если аккумулятор полностью разряжен. А обычно на зарядку хватает 5-6 часов. Гулько сняли электрифицированный гараж недалеко от своего дома. Обычную розетку на 220 вольт заземлили и теперь каждый вечер подключают к ней зарядное устройство (внешне похожее на «зарядку» для ноутбука), через которое заряжается аккумулятор машины. Утром автомобиль готов к рабочему дню. Полностью заряженного аккумулятора хватает примерно на 140 километров.

«Конечно, в соседнюю область не съездишь, – рассказывает Александр. – Но мы покупали машину не для путешествий, а для города, и свои функции она выполняет отлично. Зарядных станций для электромобилей в Иванове нет, да и по всей России их единицы. Поэтому многие боятся, что аккумулятор может разрядиться в неподходящий момент и придется вызывать эвакуатор. На самом деле всё не так страшно. Аккумулятор «Лифа» «умеет» подзаряжаться сам, когда машину буксирует другой автомобиль».

По словам Александра и Валентины, сейчас в России насчитывается не более 300 электромобилей. Причин низкой популярности несколько: отсутствие зарядных станций (во Владивостоке, где они более распространены, люди подзаряжают их даже из окон квартир первых этажей, просто подключая удлинитель), дороговизна электромашин (цена их возрастает в разы после доставки в Россию), несовершенство аккумуляторов, ограничивающих километраж, и отсутствие специальных знаний. Но такими машинами люди активно интересуются. На одном из экологических фестивалей в Иванове желающих посмотреть автомобиль Гулько и поговорить с владельцами было столько, что фестиваль чуть не сорвался.

«В этой машине, конечно, есть минусы, но для нас она удобна абсолютно во всём», – резюмируют Александр.

Игрушка из будущего?

Второй ивановский электромобиль принадлежит научно-техническому центру и группе компаний «Арго» и исправно служит этой организации уже несколько лет. «Mitsubishi i-MiEV» – машинка совсем маленькая, с современными обтекаемыми формами. Смотрится она очень красиво, как игрушка, которая будто попала к нам из будущего. При этом весит она за счет аккумулятора довольно много – около тонны. А на заднем бампере – картинка: маленький автомобиль, из выхлопной трубы которого торчит цветочек (как-никак, а электромобили не загрязняют окружающую среду).

«Мы всегда занимались вопросами экономии и учета электроэнергии, и этот автомобиль вполне вписывается в нашу концепцию, – рассказал генеральный директор компании Игорь Кашманов. – Я езжу на нем на работу. Живу за городом, каждый день проезжаю около 40 километров».

Кстати, живет Игорь Альбертович не в простом частном доме. Компания отстроила несколько коттеджей за городом, в которых можно жить полностью автономно, не завися ни от каких ресурсов. Например, электричество там вырабатывается с помощью солнечных батарей или ветряков, а земля обрабатывается инновационными методами. Электромобиль – часть того образа жизни, к которому стремится руководитель компании.

Электростанция на колесах

Но вот экономить на экосистемах, частью которых и является экоавто, в современных условиях невозможно, признает Игорь Кашманов: «Срок окупаемости у таких систем стремится к бесконечности. Да, если подсчитать, машина действительно экономит деньги за счет того, что электричество гораздо дешевле бензина. Но и стоила она по тем временам дорого: около миллиона рублей, так что, думаю, выгода стремится к нулю. Но я не для экономии ее покупал, а для того, чтобы двигаться вперед, продвигать экотехнологии».

«Аймьюшка» похожа на игрушку.

Заряжать «аймьюшку», как ласково называет ее хозяин, можно и дома, и в офисе, и даже от солнечных батарей. И, кстати, если вдруг отключится электричество, машину можно использовать как передвижной аккумулятор: с помощью удлинителя, через окно, запитывать от нее электроприборы как дома, так и в офисе. «Например, офис может работать на ее полном аккумуляторе в течение суток», – уверяет Игорь Кашманов.

Заряда хватает на 140 километров, такое расстояние она проезжает примерно за три дня при спокойной езде (если гонять и резко тормозить – заряд кончится быстрее). Машина очень приемистая, разгоняется гораздо резвее, чем большие бензиновые иномарки. А во время торможения аккумулятор чуть-чуть подзаряжается и, если прислушаться, можно услышать звук, который издают при торможении троллейбусы: тихое урчание.

«Аймьюшки» не очень мощные, зато юркие, редко ломаются и очень хорошо ведут себя на городских дорогах. «Когда пересаживаешься на нее из обычной машины, замечаешь, что даже стиль вождения меняется. На «аймьюшке» почти не надо пользоваться тормозом: отпускаешь «газ» и она активно тормозит сама, – говорит Игорь Альбертович. – Жаль только, что она очень «спартанская» внутри. Но надеюсь, что технологии, которые не стоят на месте, постепенно сделают электромобили дешевле и удобнее».

ЕСЛИ ХОТИТЕ ЗНАТЬ
Самые дорогие электромобили – машины американской фирмы «Тесла». Их стоимость начинается от 6,5 миллиона рублей. Существуют гибридные автомобили, работающие от системы «электродвигатель – двигатель внутреннего сгорания». Подпитываться они могут как традиционным топливом, так и электроэнергией от аккумуляторов. К примеру, если автомобиль стоит в пробке или движется медленно, будет работать электромотор. Когда же машина набирает ход, в дело вступает бензиновый двигатель. Гибриды экономичны, а аккумулятор может подзаряжаться от бензинового мотора во время движения. Несколько гибридных автомобилей есть и в Иванове. Самый популярный и дешевый в России гибрид, «Toyota Prius», стоит от 1 200 000 рублей.

Читайте также
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области
Ивановский музтеатр представил новое прочтение музыкальной комедии "Гейша"
За три часа поезд-музей "Сила в правде" осмотрели около 15 тысяч ивановцев