Двигатель работает бесшумно
Многодетная семья Гулько из Иванова несколько лет назад задумалась над тем, как сократить затраты на бензин. Машина в семье была «рабочей лошадкой»: глава семейства – сборщик мебели, эта работа связана с постоянными разъездами и в последнее время на топливо уходила заметная часть бюджета. Александр с супругой Валентиной решили сменить авто. В Интернете нашли электрический «Nissan Leaf».
…На встречу со мной семейство Гулько приехало на электромобиле. Пока мы разговаривали рядом с машиной, на заднем сидении мирно спали дети. «А вы в курсе, что у нее сейчас работает двигатель?» – с улыбкой спросила Валентина. Машина не издавала вообще никаких звуков! Понять, что двигатель заведен, можно только по светящейся панели внутри салона. Кстати, салон очень современный, большой и удобный. Никаких коробок передач, педалей сцепления и прочих атрибутов машин, рассчитанных на двигатель внутреннего сгорания.
Стартует машина мгновенно: за 3 секунды может разогнаться до 60 километров в час, так что на светофоре ее «сделает» далеко не каждая иномарка. Движется очень плавно, по дороге будто плывет, а не едет. «К правому рулю привыкли быстро, машина с левым стоила бы в разы дороже, – рассказывает Александр. – Nissan несколько лет назад обошелся нам в 600 тысяч рублей (примерно столько же на ту пору стоила новая обычная иномарка). Заказывали ее в Японии на аукционе, доставили в Москву в контейнере по железной дороге, а из Москвы перегоняли сами».
Валентина добавляет, что модели этой марки в России вообще не продаются, а если и появятся, то будут стоить не менее 2 миллионов рублей.
Авто подзаряжается от розетки
«Выгода налицо, – Валентина открывает калькулятор на мобильном телефоне. – Сколько сейчас бензин стоит? 33 рубля примерно. При расходе топлива 14 литров на 100 километров (а в городском режиме расход у иномарок примерно такой) 1 километр будет стоить около 4,6 рубля. А на нашей машине знаете во сколько обходится километр? В 60 копеек! При этом энергия не тратится, когда мы стоим – на светофоре, например».
Но, даже имея все эти расчеты, полностью довериться электроавто было немного страшновато, поэтому в семье Гулько «Лиф» сначала был второй машиной. Но со временем супруги поняли, что бензиновый автомобиль просто пылится во дворе, и продали его.
Александр Гулько за рулем «Лифа».
Для полной зарядки «Лифу» требуется около 8 часов, но это если аккумулятор полностью разряжен. А обычно на зарядку хватает 5-6 часов. Гулько сняли электрифицированный гараж недалеко от своего дома. Обычную розетку на 220 вольт заземлили и теперь каждый вечер подключают к ней зарядное устройство (внешне похожее на «зарядку» для ноутбука), через которое заряжается аккумулятор машины. Утром автомобиль готов к рабочему дню. Полностью заряженного аккумулятора хватает примерно на 140 километров.
«Конечно, в соседнюю область не съездишь, – рассказывает Александр. – Но мы покупали машину не для путешествий, а для города, и свои функции она выполняет отлично. Зарядных станций для электромобилей в Иванове нет, да и по всей России их единицы. Поэтому многие боятся, что аккумулятор может разрядиться в неподходящий момент и придется вызывать эвакуатор. На самом деле всё не так страшно. Аккумулятор «Лифа» «умеет» подзаряжаться сам, когда машину буксирует другой автомобиль».
По словам Александра и Валентины, сейчас в России насчитывается не более 300 электромобилей. Причин низкой популярности несколько: отсутствие зарядных станций (во Владивостоке, где они более распространены, люди подзаряжают их даже из окон квартир первых этажей, просто подключая удлинитель), дороговизна электромашин (цена их возрастает в разы после доставки в Россию), несовершенство аккумуляторов, ограничивающих километраж, и отсутствие специальных знаний. Но такими машинами люди активно интересуются. На одном из экологических фестивалей в Иванове желающих посмотреть автомобиль Гулько и поговорить с владельцами было столько, что фестиваль чуть не сорвался.
«В этой машине, конечно, есть минусы, но для нас она удобна абсолютно во всём», – резюмируют Александр.
Игрушка из будущего?
Второй ивановский электромобиль принадлежит научно-техническому центру и группе компаний «Арго» и исправно служит этой организации уже несколько лет. «Mitsubishi i-MiEV» – машинка совсем маленькая, с современными обтекаемыми формами. Смотрится она очень красиво, как игрушка, которая будто попала к нам из будущего. При этом весит она за счет аккумулятора довольно много – около тонны. А на заднем бампере – картинка: маленький автомобиль, из выхлопной трубы которого торчит цветочек (как-никак, а электромобили не загрязняют окружающую среду).
«Мы всегда занимались вопросами экономии и учета электроэнергии, и этот автомобиль вполне вписывается в нашу концепцию, – рассказал генеральный директор компании Игорь Кашманов. – Я езжу на нем на работу. Живу за городом, каждый день проезжаю около 40 километров».
Кстати, живет Игорь Альбертович не в простом частном доме. Компания отстроила несколько коттеджей за городом, в которых можно жить полностью автономно, не завися ни от каких ресурсов. Например, электричество там вырабатывается с помощью солнечных батарей или ветряков, а земля обрабатывается инновационными методами. Электромобиль – часть того образа жизни, к которому стремится руководитель компании.
Электростанция на колесах
Но вот экономить на экосистемах, частью которых и является экоавто, в современных условиях невозможно, признает Игорь Кашманов: «Срок окупаемости у таких систем стремится к бесконечности. Да, если подсчитать, машина действительно экономит деньги за счет того, что электричество гораздо дешевле бензина. Но и стоила она по тем временам дорого: около миллиона рублей, так что, думаю, выгода стремится к нулю. Но я не для экономии ее покупал, а для того, чтобы двигаться вперед, продвигать экотехнологии».
«Аймьюшка» похожа на игрушку.
Заряжать «аймьюшку», как ласково называет ее хозяин, можно и дома, и в офисе, и даже от солнечных батарей. И, кстати, если вдруг отключится электричество, машину можно использовать как передвижной аккумулятор: с помощью удлинителя, через окно, запитывать от нее электроприборы как дома, так и в офисе. «Например, офис может работать на ее полном аккумуляторе в течение суток», – уверяет Игорь Кашманов.
Заряда хватает на 140 километров, такое расстояние она проезжает примерно за три дня при спокойной езде (если гонять и резко тормозить – заряд кончится быстрее). Машина очень приемистая, разгоняется гораздо резвее, чем большие бензиновые иномарки. А во время торможения аккумулятор чуть-чуть подзаряжается и, если прислушаться, можно услышать звук, который издают при торможении троллейбусы: тихое урчание.
«Аймьюшки» не очень мощные, зато юркие, редко ломаются и очень хорошо ведут себя на городских дорогах. «Когда пересаживаешься на нее из обычной машины, замечаешь, что даже стиль вождения меняется. На «аймьюшке» почти не надо пользоваться тормозом: отпускаешь «газ» и она активно тормозит сама, – говорит Игорь Альбертович. – Жаль только, что она очень «спартанская» внутри. Но надеюсь, что технологии, которые не стоят на месте, постепенно сделают электромобили дешевле и удобнее».
ЕСЛИ ХОТИТЕ ЗНАТЬ |
Самые дорогие электромобили – машины американской фирмы «Тесла». Их стоимость начинается от 6,5 миллиона рублей. Существуют гибридные автомобили, работающие от системы «электродвигатель – двигатель внутреннего сгорания». Подпитываться они могут как традиционным топливом, так и электроэнергией от аккумуляторов. К примеру, если автомобиль стоит в пробке или движется медленно, будет работать электромотор. Когда же машина набирает ход, в дело вступает бензиновый двигатель. Гибриды экономичны, а аккумулятор может подзаряжаться от бензинового мотора во время движения. Несколько гибридных автомобилей есть и в Иванове. Самый популярный и дешевый в России гибрид, «Toyota Prius», стоит от 1 200 000 рублей. |