Зинаида СТУПАК: «Работала продавцом, но мечтала быть актрисой!»

17 мая 2016 12:23

Она появилась на свет в День театра, то есть самой судьбой ей было предначертано стать актрисой. Ее вокал, игру, шарм, пластичность в танцах высоко оценивают критики, а о мастерстве актрисы лестно отзывались такие знаменитости, как Аркадий Райкин, Андрей Миронов, Татьяна Шмыга, Евгений Леонов. Речь идет о вокалистке Ивановского музыкального театра, заслуженной артистке РСФСР Зинаиде Ступак, отметившей недавно юбилей. В преддверии бенефиса «Крылья судьбы» мы встретились с Зинаидой Иосифовной и по

Родители не считали театр чем-то серьезным

 - Сколько помню себя – лет, наверное, с пяти, – я всегда хотела быть актрисой. Участвовала в самодеятельности, занималась в хоре. И хоть закончила торговую школу и работала продавцом в ленинградском универмаге «Пассаж», тяга к театру во мне взяла верх: я поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на драматический факультет. Мне посчастливилось прикоснуться к великим людям: среди моих педагогов были Василий Меркурьев, Богдан Кох и Леонид Вивьен. Они многому научили. Но мне было мало драматического искусства – меня всегда тянуло не просто играть, но и петь, и танцевать. Хотя с годами я поняла, что по-настоящему глубокого материала в нашем «легком» развлекательном жанре маловато. Я в чем-то завидую драматическим актрисам: ведь драматургия, к которой прикасаются они, многограннее.

 - Как ваши родители отнеслись к тому, что дочь стала артисткой?

 - Родители не сопротивлялись… (смеется). Скорее, они воспринимали это как должное, в чем-то даже поощряли и гордились дочерью, когда сидели в первом ряду. Но, увы, не понимали, конечно, всей специфики. Им казалось, что театр – это не работа.

СПРАВКА
Зинаида Иосифовна Ступак родилась 27 марта 1946 года в Ленинграде. В 1970 году закончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). С 1973 года – солистка-вокалистка Оренбургского музыкального театра, где исполнила ведущие партии в классических опереттах Штрауса, Кальмана, Легара… С сентября 1994 года Зинаида Ступак работает в Ивановском музыкальном театре. На сцене театра ею создано немало прекрасных, ярких образов героинь, таких как Чипра в «Цыганском бароне», Милица в «Веселой вдове», Оргонова в «Дамах и гусарах», Кабато в «Хануме»… Заслуженная артистка России.

 - И как сложилась ваша творческая судьба дальше?

 - После окончания института я начала свою творческую биографию в Саратовском театре оперетты. А с 1973 года стала ведущей солисткой-вокалисткой Оренбургского музыкального театра. В эти годы я переиграла практически весь классический и советский репертуар. Была и Сильвой, и Баядерой, и Марицей, и Фраскитой, и Сафи в «Цыганском бароне», и Мадлен в «Фиалке Монмартра»… Ролей не счесть. С 1994 года служу искусству в Ивановском музыкальном театре.

 - Наверняка вам, коренной петербурженке, было непросто приноравливаться к провинциальной жизни?

 - В принципе – да. Спасало лишь то, что жила и живу я не в городах, а в театре. И города воспринимала исключительно через призму театра. Такова уж специфика нашей работы, что 24 часа в сутки, день за днем находишься во власти ролей, в голове постоянно что-то прокручиваешь. Да, мы не работаем по восемь часов от звонка до звонка: мы – творческие люди и работаем круглосуточно!

«Каждый раз перед спектаклем кажется, что ты ничего не сможешь»

 - В чем, по-вашему, состоит магия и притягательность театра?

 - Сложно так сразу ответить на этот вопрос. Но, когда я вдыхаю прекрасный аромат занавеса, сцены, кулис, у меня бегут мурашки по коже. И каждый раз перед спектаклем, когда играет оркестр, кажется, будто ты ничего сейчас не сможешь, но делаешь рывок – выходишь на сцену, и вдруг всё становится легко. Что это, как не магия сцены?! Почему хочется за мизерную зарплату служить театру? Это ведь необъяснимо, как и любая любовь. Знаете, оглядываясь на прожитое, я понимаю, что именно любовь к театру дала мне крылья. И я до сих пор не представляю, как бы могла сложиться моя жизнь, если бы не театр, и кем бы я могла быть, если бы не артисткой.

 - Образов, созданных вами на сцене, не счесть. А какие из ролей вам особенно дороги?

 - Думаю, что «Моя прекрасная леди» и «Сильва». У меня было ощущение, что я слилась с этими ролями, жила ими! Ведь «Сильву» нужно не просто выйти и спеть – нужно прожить ее жизнь, стать ею. Если же говорить о спектаклях, в которых я играю в последние годы, то хочется выделить «Рождественский детектив». Увы, в репертуаре он идет не очень часто.

 - Что бы вам хотелось пожелать своим коллегам?

 - В Ивановском музыкальном театре – прекрасные артисты, и я хочу пожелать им много интересных ролей. Не могу не назвать удивительно талантливых людей: главного художника нашего театра Валентину Новожилову, главного дирижера Аркадия Ладыженского, главного балетмейстера Валентину Лисовскую. И мне очень хочется, чтобы наш театр рос и развивался, очень хочется, чтобы было много хороших постановок. Это зависит от множества факторов – и от репертуарного плана, и от труппы, и от политики руководства.

Друзьям на дни рождения пишет стихи

 - Но ведь не театром единым… Насколько мне известно, одно время вы занимались преподавательской деятельностью. Чему вы хотели научить молодежь? Что пытались передать им?

 - Думаю, что прежде всего я хотела научить их не только и не столько вокалу, а прежде всего любви к театру. И мне кажется, что в чем-то мне это удалось. Хотелось донести, что главное в оперетте – обаяние и шарм, которых, увы, сегодня многим недостает.

 - Предполагаю, что у вас, как у всякого творческого человека, и хобби под стать?

 - Наверное, это можно назвать и хобби… А может, это попытка самореализоваться в чем-то ином. Дело в том, что я пишу стихи. По поводу и без, пишу друзьям на дни рождения, причем никогда не вымучиваю, а пишу исключительно по вдохновению. Я понимаю, что это несовременно и никому не нужно. Понимаю, что поэтов и без меня хватает, но это – моя потребность.

 - Столько лет служа искусству в музыкальном театре, кем вы ощущаете себя в первую очередь – артисткой или певицей?

 - Знаю, что у многих моих коллег другой ответ на этот вопрос, но лично я себя чувствую прежде всего актрисой. Потому что для того, чтобы преуспеть в нашем жанре, чтобы быть интересной зрителю, мало одних лишь вокальных данных. Ведь оперетта – жанр, состоящий из профессионализма вокального, танцевального и актерского. И, конечно, необходимы обаяние и шарм.

P.S. Бенефис Зинаиды Ступак «Крылья судьбы» состоится 20 мая в 18.00 на сцене Ивановского музыкального театра.

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
Перед Днем Победы в Ивановской области приводят в порядок памятники
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%