В поликлинику – "по компьютеру"

15 апреля 2016 17:41

Ивановская область вошла в число восьми регионов, в которых в рамках пилотного проекта начала реализовываться федеральная программа информатизации здравоохранения. Проект подразумевал переход на электронные медицинские карты и удаленную запись к врачам. Прошло почти пять лет, а вопросы по электронизации медицины всё еще остаются… Главная цель – ликвидация очередей и повышение уровня удовлетворенности граждан медицинскими услугами так до конца и не достигнута.

В Приволжске за очередью следят видеокамеры

На первые два года региону федеральным бюджетом было выделено около 140 миллионов рублей. На обеспечение дистанционной записи к врачам простой районной больнице требовалось около 140 тысяч рублей. В крупных городах сумма доходила до 200 тысяч. Однако эти цифры не учитывали дальнейшего поддержания работоспособности системы.

Финансовые вложения требовались ежегодно. Медучреждениям пришлось изыскивать дополнительные средства: ведь кроме компьютера в регистратуре с уникальным программным обеспечением требовалось модернизировать и все рабочие места, закупить технику, наладить сеть, обучить кадры и т. п. В Приволжской ЦРБ, например, возле регистратуры установили видеокамеры, которые позволяют отслеживать скопление людей и вовремя разрешать конфликтные ситуации. Областная больница пошла дальше всех: по собственной инициативе для упрощения процесса записи пациентов к специалистам там закупили сканеры штрихкодов медицинских полисов, один из которых якобы заменяет работу пяти сотрудников-регистраторов. Там же первыми начали перевод медицинских карт в электронный вид.

Электронный талон – не всегда гарантия приема

Сейчас процесс дистанционной записи к врачам в большинстве своем построен по единому принципу: пациент берет электронный талон через Интернет, за 15-20 минут приходит в регистратуру лечебного заведения за медкартой и смиренно ожидает вызова у кабинета. (В некоторых поликлиниках, говорят, вызова так и не происходит, а «электронные» пациенты ожидают приема, невзирая на обозначенное время, в общей очереди.)

Людмила Иванова из Шуи, например, к травматологу по электронному талону смогла попасть лишь через 40 минут после назначенного времени. В Шуйской ЦРБ объяснили такой казус «заботой о пациенте и качестве предоставляемой помощи»: «Регламентированных 15 минут на прием одного пациента зачастую не хватает для качественного обслуживания, тем более при сложных случаях. Поэтому время приема сдвигается и всем последующим пациентам приходится дожидаться своей очереди. Врачи стараются оказать максимальную помощь каждому пациенту, зачастую в ущерб расписанию».

Нередки и случаи, когда люди записываются на прием по Интернету, а врач по тем или иным причинам не работает (на учебе, в отгуле, сменилось расписание и пр.).

 Главврачи не готовы отказаться от тетрадок

Лидерами в антирейтинге (по количеству жалоб на работу электронной регистратуры) являются как раз Шуйская ЦРБ, а также ивановские больницы № 3 и 7 (со всеми своими подразделениями). В детской поликлинике № 3 облцентра, например, судя по сайту регистратура37, работают лишь два врача-специалиста: хирург и невролог, но ни к одному из них в доступный для записи период (две недели) электронных талонов нет. Регистраторы же в самой поликлинике часто отказывают в предварительной записи с мотивировкой: «Только через Интернет». Не значатся в электронном расписании даже некоторые педиатры… Запись к отдельным специалистам проходит по старинке: в тетради через регистратуру, причем не в любое время, а в четко обозначенный день и час – раз в неделю.

Заведующая педиатрическим отделением 3-й детской поликлиники Надежда Крылова претензий на работу электронной записи не принимает: «Мы за электронную регистратуру не отвечаем!». Тем не менее в соответствии с распоряжением департамента здравоохранения «медицинские организации обязаны обеспечить актуальность расписания всех врачей и возможность записи на прием через сеть Интернет…» Правда, ответственности за неисполнение этой обязанности нигде не прописано. У департамента здравоохранения есть своя горячая линия: звонки принимаются круглосуточно (в режиме записи на автоответчик) по телефону 93-97-97.

 Начальник департамента еженедельно «записывается к врачам» С конца прошлого года систематические сбои в работе сайта «электронная регистратура» списывали на технические работы по переходу ресурса на новую версию программной платформы, созданную отечественными разработчиками. Новая версия сервиса предполагает для пользователей возможность создания «Личного кабинета» с функцией просмотра истории записей и оценки приема, поиска участка по адресу. Разработчики заверяют: система позволяет поддерживать миллионы записей в базе данных и тысячи одновременных подключений, что в целом существенно повысит скорость работы сервиса, а также снизит количество технических сбоев.

С 1 апреля по решению департамента здравоохранения поддержкой сайта регистратура37 занимается Медицинский информационно-аналитический центр. Однако за обслуживание сервиса, по словам его директора Ирины Рокитской, отвечает совсем другая компания. Если заглянуть на сайт непосредственно медцентра, то можно увидеть, что последние статистические данные и мониторинги датированы 2013 годом, а новости обновлялись лишь в январе 2016-го.

Недоумевает о причине сбоев в работе электронной регистратуры и начальник департамента здравоохранения Светлана Романчук. «Мы перешли на новую версию электронной регистратуры, – говорит Светлана Викторовна. – Здесь очень важна четкая работа техподдержки. Я еженедельно лично проверяю возможность записи к врачам различных лечебных учреждений. Трачу по часу на обзвон, мониторинг, электронную запись… Если дело не касается технических сбоев в работе системы, то, очевидно, не дорабатывают главврачи учреждений. На них лежит обязанность следить за актуальностью, полнотой и доступностью представленной информации. На данный момент все лечебные учреждения включены в единую информационную систему здравоохранения».

К терапевту теперь попасть сложнее

Однако до сих пор в Иванове не работает электронная запись в эндоцентре больницы № 4, детской поликлинике ОКБ, филиале женской консультации № 6 в Суховке. Из-за отсутствия оборудования не подключена к электронной регистратуре детская поликлиника № 6 на улице Каравайковой. Временно не принимает заявки записи на прием Приволжская ЦРБ. У огромного количества учреждений в электронном доступе лишь один-два врача-специалиста. Профильным департаментом дано распоряжение, в котором четко прописано, что не менее 25% талонов должны отдаваться лечебными учреждениями на электронную запись. Уже сейчас есть примеры, когда поликлиники отдают на самозапись до половины всех талонов. Расписание врачей и талоны должны быть доступны не менее чем на две недели вперед.

Отныне к терапевтам поликлиник введена обязательная запись (лично или по Интернету). «Мы должны были планомерно распределить нагрузку всех врачей, в том числе и терапевтов, чтобы не было наплыва пациентов или, наоборот, простоя в работе, – поясняет Светлана Романчук. – В экстренных случаях пациента обязаны принять и без предварительной записи. В каждой поликлинике созданы кабинеты неотложной помощи».

Записаться на прием к врачу через электронную регистратуру (с компьютера, телефона или терминала в поликлинике) можно не менее чем за 18 часов до начала приема. При записи на прием без регистрации на сайте требуется ввести только данные паспорта и полиса ОМС. После приема врача зарегистрированные на сайте электронной регистратуры могут оставить отзыв о специалисте или учреждении в «Личном кабинете».

Читайте также
В Приволжском районе нашли "ведьмин котел"
В Ивановской области приступили к преображению общественных пространств
30 ивановских участников программы "Бизнес в малых городах" представили проекты экспертам