Возвращение святыни

22 марта 2016 16:51

Один из главных символов Иванова – Красная церковь – крепко связана с историей нашего города, его архитектурным обликом и духовным состоянием горожан. Сейчас уже сложно представить, как эту, казалось бы, нерушимую святыню истязали в советское время, расположив в ней областной архив. И всё-таки православным людям удалось отстоять храм и залечить его раны. Накануне 25-летия со дня открытия Введенского монастыря мы решили вспомнить события, которые этому предшествовали, и начало новой жизни женской

Четыре женщины голодали полмесяца

Свято-Введенский храм, который больше известен как Красная церковь, был построен в начале ХХ века. В советское время его, как и множество других храмов и монастырей по всей стране, закрыли. Всю церковную утварь и иконы разграбили, в опустошенном здании расположили областной архив. Первая попытка вернуть храм предпринималась в годы Великой Отечественной войны, но власти этого не допустили...

В конце 1980-х в стране постепенно стали открывать храмы. В Иванове действовал лишь Преображенский собор, но люди долгое время побаивались там появляться: могли возникнуть неприятности на работе. В соборе тогда служил и отец Амвросий (Юрасов). Именно он, выражаясь мирским языком, начал активную борьбу за возвращение Красной церкви. «Как-то снится мне, будто стою я на берегу реки и вижу огромный собор из красного кирпича. Когда проснулся, то понял, что этот храм похож на Красную церковь. А стоит он на берегу реки, потому что мир – это житейское море...» – говорит архимандрит Амвросий.

Вскоре священнослужитель пришел просить благословение на открытие Красной церкви у епископа Амвросия, но тот говорил, что это невозможно. А спустя два месяца все-таки сказал: «Попробуй».

В 1988 году отцу Амвросию удалось собрать общину из 20 верующих людей. Таким образом было выполнено первое условие, при котором мог открыться храм. Верующие собирали подписи горожан, епископ вел переговоры с властями – всё безуспешно.

В реставрационной мастерской.

Тогда четыре женщины из общины решились на крайние меры. 21 марта 1989 года они объявили голодовку. Сделав большой плакат с надписью «Мы не едим и не пьем до открытия Красного храма и готовы умереть на Родине первых Советов», они расположились возле кинотеатра «Современник». В первую ночь всё было тихо. Правда, плакат сорвали, но женщины тут же сделали новый. Потом голодающих насильно погрузили в милицейскую машину и увезли на территорию храма, за судьбу которого они боролись. В городе проводились митинги с лозунгами: «Прекратите голодовку!». Но всё же больше было людей, сочувствующих этим четырем женщинам. К воротам Красной церкви стали приходить люди. Сначала десятки, а потом уже сотни человек устраивали митинги в поддержку святыни, собирали подписи за открытие храма. Эти события освещались не только в ведущих советских, но и зарубежных СМИ. Сбывалось предсказание святого Леонтия Михайловского, который говорил: «Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир».

После шести дней голодовки женщины стали плохо себя чувствовать, у двоих появились проблемы с сердцем. Через какое-то время всех силой посадили в скорую и увезли в больницу. Но и там верующие продолжили голодовку, согласившись лишь пить воду. Отец Амвросий несколько раз приезжал в больницу, чтобы исповедать и причастить женщин. На 17-й (!) день голодовки туда приехали городские власти и столичные чиновники. Они пообещали, что храм будет передан верующим. Только после этого женщины прекратили голодовку и постепенно вернулись к нормальной жизни.

Впоследствии все они стали монахинями. Лариса Холина уже ушла в мир иной. Перед смертью она приняла монашество с именем Антония. Галина Ящуковская, а ныне монахиня Екатерина, уехала на Кубань. Маргарита Пеленкова (монахиня Александра) поет на клиросе во Владимирском храме облцентра, а Валерия Савченко (София) служит в Ильинском храме в Воробьёве. Удалось вый ти на связь с монахинями, которые сейчас живут в Иванове, но они не захотели, чтобы их воспоминания были опубликованы. «Это очень больно вспоминать. Не хочется ворошить прошлое. Простите…» – сказала по телефону матушка Александра.

Мужчина погиб, освобождая храм от архивных стеллажей

Настоятелем возвращенного храма назначили отца Амвросия. Первую службу в пасхальную ночь он совершил под открытым небом – на паперти храма. Священнослужитель вспоминает, что Красная церковь в то время была в ужасном состоянии: окна выбиты, стены в дырах, крыша течет. В алтарях (а их было три) были сделаны капитальные перекрытия в три этажа, кирпичные стены. Там находились кабинеты работников архива, даже устроен туалет.

«От пола до купола в несколько этажей были деревянные стеллажи. За две недели силами верующих удалось вывезти все архивные документы и разобрать эти стеллажи. Бабушки по досочке всё вынесли», – вспоминает отец Амвросий.

Трудиться во славу Божию приезжали люди разных профессий из разных городов страны. Благое дело православные делали, не жалея сил и здоровья.

Однажды мужчины разбирали перекрытия в алтаре и скидывали вниз бревна. Трудник (человек, бескорыстно работающий в монастыре) Борис стоял на стене высотой в четыре метра, принимал тяжелые бревна. На конце одного из них был гвоздь, им зацепило спецовку Бориса, он потерял равновесие и упал головой вниз. Батюшка потом говорил: «Господь знает душу каждого человека. Он забрал Бориса в лучший момент его жизни. «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. – А застал Он его в храме, где Борис трудился во славу Божию и пребывал в молитве».

Кандидат искусствоведения занялась монастырской газетой

При храме образовалась небольшая община, которая состояла в основном из певчих. Из нее и возникла женская обитель. 27 марта 1991 года по благословению патриарха Алексия II появился Ивановский Свято-Введенский женский монастырь. Духовником стал архимандрит Амвросий.

К юбилею монастыря монахини сделали симпатичные сувениры.

Монахиня Иоанна прекрасно помнит первые годы становления монастыря.

«Когда я пришла в монастырь, было ощущение, словно у путника, который после долгого путешествия вернулся домой. Вначале нас было немного, и послушания были общие: мы и на стройке работали, и кирпичи таскали, и красили. Было ощущение причастности к серьезному большому делу, радость совместного труда», – рассказывает она.

Матушка Иоанна – кандидат искусствоведения, в миру она преподавала в Ленинградском театральном институте и никак не думала, что ее знания и навыки когда-то смогут пригодиться в монастыре. Но она ошибалась. «Позднее мы начали издавать духовную литературу. Я стала редактировать книги, выпускать газеты. Делала приложение к «Ивановской газете» «Слово утешения» и местную газету «Яко с нами Бог». Потом была ведущей на радио «Радонеж» в Москве», – говорит монахиня.

«Города с монастырями имеют колоссальную поддержку»

За 25 лет насельницы, прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь. Рядом с храмом возведено несколько двухэтажных зданий, колокольня со звонницей, создан единый архитектурный ансамбль.

Cегодня в монастыре (учитывая подворья) около 170 сестер. «Когда меня спрашивают: «Сколько у вас сестер?», я отвечаю: «Птенцов считают по осени». Те, которые перешли в духовный мир, считаются монахами. На нашем монастырском кладбище уже 50 человек перешли в духовный мир», – говорит батюшка.

Жизнь в монастыре, по словам насельниц, сейчас стала более размеренной. У каждой из них есть свои послушания: сестры трудятся на кухне, в швейной, иконописной, реставрационной мастерских, поют на клиросе и занимаются социальным служением. «Но для монахинь единственная работа – молитва. Молитва за себя, родственников, город, Россию и за весь мир. Монастырь – это особое место, где есть возможность молиться и каяться. Города, в которых есть монастыри, имеют колоссальную поддержку», – завершает разговор отец Амвросий.

Читайте также
Ивановская область близка к выполнению плана по вводу жилья
В Ивановской области утвержден размер платы за техосмотр на 2025 год
На форуме "Диалог о фейках 2.0" обсудили влияние фейков на межнациональные отношения