Его главный пациент - ГОЛОС

2 февраля 2016 11:47

Самого опытного врача областной больницы, да к тому же еще и человека широкой души Павла Бурова знают многие. И не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Это доктор очень редкой специальности. Павел Александрович – врач-фониатр. Но те, кто хоть раз побывал у него на приеме, иначе как магом этого врача и не называют. Он колдовал над уникальными голосами нашей страны: Клавдии Шульженко, Муслима Магомаева, Аллы Пугачёвой…

Лечит не только артистов, но и риелторов

День у Павла Бурова расписан буквально по минутам. После приема пациентов в больнице он частый гость в музыкальном и драматическом театрах: Павел Александрович помогает артистам восстановить голос перед спектаклем. Несмотря на напряженную работу, он еще и сам умудряется заниматься вокальным искусством: четверть века пел в хоре Жуковского, 17 лет – в хоре Троицкого, активно занимается организацией концертов. «Я врач с душой артиста и артист с душой врача», – улыбаясь, говорит про себя Павел Буров.

Наша встреча с доктором состоялась как раз в его небольшом кабинете в музыкальном театре. Здесь всё, что нужно для приема «голосистых» пациентов: рефлектор (большое круглое зеркало, которым пользуется любой лор-врач), лампа и набор медицинских инструментов для осмотра горла. «Мои пациенты – люди совершенно разных профессий, «орудием труда» которых является голос. Это не только певцы, актеры, преподаватели, но и политики, менеджеры, риелторы», – рассказывает Павел Александрович.

Для каждого осипшего, охрипшего, простудившегося у врача свое лечение, так как человек и его речевой аппарат уникальны. И похожих случаев просто нет. Но причины того, что голос начинает барахлить, в основном одни и те же. Обычно это перенапряжение голосового аппарата, ранее перенесенные простудные заболевания, патология щитовидной железы и даже сильные эмоциональные потрясения.

О том, насколько популярен и востребован доктор Буров, говорит хотя бы то, что за время нашей беседы ему поступило несколько звонков, а на прием в театр пришла заведующая дирижерско-хоровым отделением музыкального колледжа Надежда Бурцева с учеником. «Это наш всенародно любимый доктор. Я у него наблюдаюсь с 15 лет», – с порога говорит Надежда Геннадьевна и тут же рассказывает доктору о проблемах ученика: у мальчика резко снижается диапазон, верхние ноты он берет с треском. Несколько минут осмотра, и Павел Александрович уже выносит свой вердикт: у парня идет возрастная мутация голоса. «Пойте, но нагрузку не давайте. Пусть мальчик поет в удобном для него диапазоне», – заключает доктор.

На профессию благословили Лемешев и Шульженко

Это сейчас мага-фониатра знают и любят многие. А несколько десятилетий назад даже о науке фониатрии мало кто слышал. «В 1968 году министерства культуры и образования подняли вопрос о создании фониатрической службы в нашей стране. Я тогда был студентом Ивановского мединститута, и именно мне профессор Борис Сергеевич Лопатин поручил организовывать фониатрическую службу в регионе», – вспоминает Павел Буров. Именно он готовил научную работу по теме голоса и классификации певческих голосов.

Первые профессиональные фониатрические навыки Павел Буров приобрел в Институте уха, горла, носа и речи в СанктПетербурге. «Меня отправили к научному сотруднику Татьяне Евграфовне Шамышевой и я через плечо стал смотреть и наблюдать за ее манипуляциями. Вечерами мы ходили в театры – Малый оперный, Мариинский, где меня благословил на фониатрию сначала Сергей Лемешев, а потом Клавдия Шульженко, эстонский оперный певец Георг Отс, которых я осматривал и помогал восстановить голоса», – говорит Павел Буров.

Правда, чтобы стать нужным и полезным в родном регионе, пришлось проделать большую работу. Вместе с коллегой Павел Буров обошел часть ивановских школ – читали лекцию о заболеваниях голосового аппарата, осматривали учителей. «Естественно, я посетил всех артистов музыкального, драматического и кукольного театров. Когда они где-то гастролировали, то говорили, что в Иванове есть фониатр. И, бывало, артисты приезжали ко мне из других регионов», – рассказывает мой собеседник.

После визита Магомаева в облбольнице артистов не принимают

Первым звездным пациентом у ивановского фониатра стала Эдита Пьеха. У нее были проблемы с голосом, когда она приезжала на гастроли в Иваново. «Мне часто приходится после рабочего дня в больнице ехать к артистам, чтобы их подготовить к выступлению, колдовать над ними. Был случай, когда срочно нужно было помочь оперной певице Валентине Левко. Она была очень простужена – пришлось промывать, прочищать носоглотку, делать определенные манипуляции. Выходит она на сцену и поет очень сложную элегию. Я сижу в зале и сильно за нее переживаю: понимаю, что в любой момент может случиться сбой. Но она успешно допела этот концерт до конца, а затем при всех поблагодарила меня за помощь», – вспоминает Павел Александрович.

Даже Алла Пугачёва, будучи еще восходящей звездой, перед концертом во Дворце текстильщиков проходила осмотр и лечение у Павла Бурова. А Муслим Магомаев с Тамарой Синявской взбаламутили всю облбольницу – от желающих получить автограф не было отбоя. После этого случая артистов в медучреждение доктор Буров решил не допускать.

«Мне приходило много благодарностей – я их все храню. Например, Лев Лещенко от артистов эстрады прислал телеграмму к моему первому юбилею», – говорит врач.

По словам Павла Бурова, фониатр должен разговаривать с артистами, певцами на одном языке, чтобы понимать их проблемы. Нужно быть немного психологом, немного вокальным педагогом, немного терапевтом.

Но что самое важное – Павел Александрович слушает и слышит голос не только по долгу профессии. Нередко пациенты звонят ему и просят то скорую вызвать, то поддержать в трудной жизненной ситуации. Бывало, он и ночью садился на велосипед и ехал на край города, чтобы помочь, поддержать и главное – выслушать.

КАК СБЕРЕЧЬ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ
Советы фониатра Павла БУРОВА
• Не пейте холодные напитки! Даже несколько глотков воды или молока из холодильника, выпитые в жару, могут привести к потере голоса. Также не следует увлекаться острой, соленой, маринованной пищей – она сильно раздражает горло.
• Избегайте простуд! Выполнить это правило труднее всего, поэтому при любом раздражении горла сразу же начинайте лечение. Ведь после воспалительных процессов ткани связок заменяются соединительной тканью, отчего голос становится грубее, ниже, меняется его тембр и эмоциональная окраска.
• Старайтесь не переутомлять голосовые связки! Избегайте длительного и чрезмерного напряжения, сократите разговоры по телефону, которые заставляют голосовой аппарат напрягаться сильнее, чем при личном контакте.
• Если сорвали голос – молчите! Ведь разговор на низких тонах или шепотом приводит к обратному эффекту: голосовые связки напрягаются сильнее.
• Постарайтесь меньше нервничать! Красивый звучный голос зависит от общего состояния организма, в том числе от состояния нервной системы.

Читайте также
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа
Во время нереста ивановские рыбаки могут выловить пять килограммов лещей или одного сома