«Платон» не друг?..

4 декабря 2015 11:16

Система оплаты, внедряемая на российских дорогах, вызвала сильное недовольство у владельцев грузовиков и водителей. Что же спровоцировало такую реакцию дальнобойщиков? Только ли в деньгах дело?.. 

К 2018 году охватят все федеральные дороги

«Платон» в общих чертах – это электронная система, подсчитывающая количество километров, пройденных грузовиком массой свыше 12 тонн, и взимающая плату за каждый километр федеральных дорог. Сейчас – 1 рубль 53 копейки, с марта – 3 рубля 6 копеек. Система начала работать в тестовом режиме с 15 ноября, регистраторами уже оборудованы дороги Москвы и Московской области, а также трасса М1 – до Смоленска. В планах властей «оплатонить» федеральные дороги всей страны к 2018 году.

Система оплаты авансовая: кладешь деньги на счет через терминал или карту – и в путь. Сам прибор, крепящийся на лобовом стекле, ивановские дальнобойщики могут бесплатно получить в офисе «Платона» на Шереметевском проспекте. Руководитель офиса Лариса Малясова рассказывает, что в регионе приборы получили около тысячи человек.

«Некоторые водители просто не хотят разобраться в нюансах системы, – считает она. – Нет желания учиться работать в электронном личном кабинете и с терминалами самообслуживания. Но вся система построена именно на использовании интернет-ресурсов. Средства, собранные «Платоном», ежедневно и в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет и пойдут на восстановление дорог».

Треть денег на ремонт хотят собрать с дальнобойщиков

А деньги, надо сказать, немалые. В 2016 году прогнозируется пополнение федеральной казны за счет «Платона» на 50 миллиардов рублей. «Росавтодор», внедривший систему, сообщает, что именно тяжелые машины наносят наибольший вред дорогам. На ремонт федеральных трасс в год тратится 130 миллиардов рублей (напомним, что в Ивановской области две дороги федерального значения: до Владимира и Москвы и Иваново – Кострома). За первые две недели работы система уже принесла бюджету 550 миллионов рублей.

Кстати, устанавливать устройство в кабине совсем необязательно, можно выбрать второй вариант контроля: предварительно составлять маршрут поездки в Интернете, на сайте системы, и оплачивать его. Правда, в таком случае водитель будет жестко привязан к схеме движения.

Товар на миллионы – сбор на тысячи

Главная причина недовольства со стороны дальнобойщиков – не то, что принцип работы «Платона» для кого-то неясен, а сам факт его внедрения. Водители массово требуют отмены новой системы. «Почему я должен платить еще один налог? Акцизы на бензин, транспортный налог… Куда деваются эти деньги? – недоумевает ивановский дальнобойщик Максим Сергеев. – Теперь еще и «Платон». И это касается не только владельцев фур. Что если завтра действие «Платона» распространят и на региональные дороги, а устройства захотят разместить и на легковушках?»

Но так ли уж велик материальный аспект проблемы? Водитель компании «Магнит» Владимир Горшков из Тейкова пытается подсчитать расходы от использования «Платона»: «Возьмем условную фуру, в которой товара на три миллиона рублей. Доставить ее от Москвы до, например, Екатеринбурга (две тысячи километров) будет стоить, грубо говоря, 100 тысяч рублей – со всеми налогами, выплатами и прочим. С «Платоном» получится 106 тысяч (это уже по мартовским расценкам). Разница невелика... Вообщето я просто водитель, платить не из моего кармана».

Против нововведений в числе других выступили и кинешемцы. «Дело не только в деньгах, – излагает свою позицию один из них, водитель фуры Сергей Витальев. – Скажем, если я везу в Москву из Иванова машину деревянного бруса – 30 кубов и сдаю там по 7 тысяч рублей за куб, выручаю по тысяче с каждого куба, то тысяча рублей переплаты меня не слишком обеднит. Но вот куда пойдут эти деньги? Точно ли на обустройство дорог? В этом я не могу быть уверен. Плюс к тому, системы наподобие «Платона» можно расценивать как покушение на свободу. Я ведь никуда свернуть не смогу, если маршрут заранее ввел»...

Понятно, что в условиях сложной экономической ситуации государство вынуждено искать новые источники доходов. Слабо верится, что «Платон» отменят, поэтому водителям приходится устанавливать прибор на «лобовуху».

Сергей ЛЕОНТЬЕВ

Читайте также
Футболисты ивановского "Текстильщика" потерпели первое поражение в "золотой группе"
Главы муниципалитетов обсудили транспортные проблемы на стратегической сессии ВАРМСУ
Сотрудники УФСИН изучили историю лагерей военнопленных в Ивановской области