Школьный бюджет: вопросы без ответов

20 ноября 2015 15:43

Новый закон «Об образовании» многое изменил в жизни школ. В частности, им разрешено оказывать платные услуги и собирать «добровольные пожертвования» на лицевой счет, чтобы получить так называемые внебюджетные деньги. Но и сегодня многие учреждения сталкиваются с финансовыми трудностями, а также с противоречиями в законодательстве.

Директора тратят деньги по своему усмотрению

Бюджет отдельно взятой школы – довольно сложная система. Он формируется за счет поступлений из разных источников – областного, муниципального бюджетов, средств депутатов, а также заработанных денег. По словам начальника управления общего образования департамента образования Светланы Горошко, областной бюджет финансирует оплату труда педагогов, а также приобретение учебников, учебных пособий и т. д. Муниципалитеты и районы отвечают за содержание здания, текущий ремонт и коммунальные услуги.

Капитальный ремонт – отдельная тема. Не все муниципальные образования могут вкладывать большие суммы в ремонт школ: это проделает немалую дыру в бюджете. Поэтому наша область активно участвует во всевозможных федеральных проектах. Один из последних – проект модернизации образования. За три года его действия регион получил около 883 миллионов рублей. Эти деньги были потрачены на ремонт, приобретение оборудования, покупку автобусов. Сейчас область участвует и в других федеральных проектах. Программа «Доступная среда» предусматривает ремонт зданий с учетом потребностей детей-инвалидов. В рамках проекта «Детский спорт» в 45 сельских школах модернизируются и оборудуются спортивные залы.

В целом, по словам Светланы Горошко, Ивановская область ежегодно тратит на школы порядка 2,5 миллиарда рублей. Сумма кажется огромной, однако в регионе 452 школы, в том числе сельские и малокомплектные, содержание которых влетает в копеечку. К тому же все последние годы значительная часть денег шла на выполнение требований надзорных органов.

Государственные средства поступают одной суммой, а жесткого контроля за тем, как тратятся деньги, нет. Конечно, директора согласовывают основные моменты с учредителем, но фактически школьный бюджет находится в их ведении. Здесь, конечно, не обходится без «перегибов на местах»: достаточно вспомнить бывшую директрису ивановской школы № 53 Елену Смирнову, против которой сейчас возбуждено уголовное дело. По версии следствия, дама свободно использовала не только деньги, но и личное время сотрудников вверенного ей учреждения.

И все-таки в большинстве своем директора школ – это люди, душой болеющие за свое дело. И деньги, поступающие в их распоряжение, давно не радуют: слишком уж много неотложных и даже «горящих» статей расхода.

На селе платные услуги не востребованы

Для многих руководителей настоящей головной болью стала необходимость приобретения учебников для школьников. Таково требование закона «Об образовании». Но выполнить его не так-то просто. Некоторые школы, особенно сельские и малокомплектные, и без того экономили каждую копейку.

- Конечно, закупить учебники для всех детей было бы очень сложно, хотя их у нас и немного – 63 человека, – говорит директор Шекшовской школы Гаврилово-Посадского района Светлана Варюхина. – В этом году мы нашли средства на покупку учебников для пятиклассников, поскольку они перешли на обучение по ФГОСам (федеральным стандартам). Если бы в нашем районе не существовало программы по обмену учебниками между школами, даже не представляю, как бы мы справились…

И это несмотря на то, что денег на такие школы выделяют немало. Вот лишь несколько цифр: по данным департамента образования, всего в школах области учатся 88 тысяч детей, из них в сельских и малокомплектных – лишь 10 тысяч, примерно 11%. Однако именно на них ежегодно тратится более 36% бюджетных денег. Такая неравномерность вполне объяснима: сельские дети занимаются в достаточно большом здании, которое необходимо отапливать, ремонтировать, за которое нужно вносить коммунальную плату и т. д. Кроме того, в каждой маленькой по количеству учеников школе есть свой штат учителей, а им нужно платить зарплату. Например, в Шекшовской школе на 63 ребенка приходится 8 педагогов, то есть примерно 7 учеников на одного преподавателя. Городским детям такое внимание и не снилось…

Несколько лет назад, после перехода школ на систему нормативно-подушевого финансирования, когда материальное благополучие учреждения оказалось в прямой зависимости от количества учеников, сельские и малокомплектные школы оказались на грани закрытия. И сегодня областной бюджет вынужден компенсировать эту разницу. Так, в Шекшовской школе учителя получают за урок по 9 рублей 6 копеек за каждого ученика. Для сравнения: в ивановской гимназии № 44 эта цифра составляет 4 рубля 40 копеек. Разница очевидна.

Но даже при таких условиях сельские школы живут очень трудно: ведь в отличие от большинства городских они не имеют внебюджетных источников дохода. По словам Светланы Варюхиной, платные услуги среди родителей села не востребованы, а о добровольных пожертвованиях и речи идти не может: селяне и так еле сводят концы с концами.

Учителя работают за баллы

У городских школ – свои проблемы. Большинство из них, кроме некоторых окраинных, имеют хорошие внебюджетные источники дохода, за счет чего могут покупать дополнительные компьютеры, доплачивать учителям или, например, вывозить детей на соревнования. Но и они сегодня чувствуют дыхание кризиса.

По словам директора ивановской гимназии № 44 Алексея Майорова, в последние несколько лет школьные бюджеты постоянно урезаются. Так, если в 2013 году учреждение могло позволить себе потратить около тысячи рублей на улучшение материально-технической базы из расчета на одного ученика, то сегодня – не более 160 рублей. Кроме того, каждый учитель раз в три года должен проходить курсы повышения квалификации, что обходится школьному бюджету примерно в 180 тысяч рублей ежегодно. И если отделы образования в районах зачастую закрывают глаза на переподготовку сельских учителей – лишь бы не увольнялись, то в городах такой номер не проходит. Учителя сегодня работают на результат: ведь за хорошие оценки на экзаменах, победы учеников в олимпиадах и конкурсах им начисляются баллы, от которых зависит размер стимулирующих выплат.

А еще городские школы зачастую оказываются заложниками противоречивых законов и указов. Так, закон «Об образовании» запрещает собирать с родителей деньги на охрану, которую сегодня в большинстве учреждений осуществляют ЧОПы. Однако закон «О безопасности» в свою очередь требует от директоров школ обеспечить круглосуточную охрану. При этом учредители выделяют средства на зарплату только ночным сторожам. - Собирая деньги с родителей, мы действуем на свой страх и риск, – признает Алексей Майоров.

Конституция гарантирует всем гражданам бесплатное среднее образование. Однако человек, который впервые приводит ребенка в общеобразовательное учреждение, быстро понимает, что таковым оно остается только на бумаге. Но и школы можно понять: им приходится выполнять требования учредителей, надзорных организаций, родителей… К сожалению, найти консенсус удается не всегда.

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает