Сценарий фильма написал отец Дарьи Донцовой
Как рассказывает директор шуйского историко-художественного музея Фрунзе Владимир Возилов, есть данные, что накануне съемок создатели фильма знакомились с материалами музея и его экспозицией. А через несколько лет его посетил артист Роман Хомятов, сыгравший Михаила Фрунзе, ставший к тому времени уже заслуженным артистом РСФСР.
В ТЕМУ |
В числе фильмов, снимавшихся в нашей области… • 1937 год. «Бесприданница» режиссера Якова Протазанова – в Кинешме и Плёсе. • 1941 год. «Весенний поток» Владимира Юренева – также на кинешемской земле. • 1955 год. «Два капитана» режиссера Владимира Венгерова – в Плёсе. • 1968 год. «Снегурочка» Павла Кадочникова – на берегу Меры. • 1973 год. «Великие голодранцы» режиссера Льва Мирского – в селе Дунилове. • 1988 год. «Запретная зона» Николая Губенко – про смерч, который принес немало бед жителям области, – в Фурмановском районе. • 2005 год. «Взрыв на рассвете: неслужебное задание - 2» режиссеров Ивана Криворучко и Виталия Воробьёва – в деревне Увальево Лежневского района. |
…По сюжету фильма 19-летнего студента Михаила Фрунзе выслали из Петербурга за революционную деятельность. Под партийной кличкой Трифоныч он приезжает в Иваново-Вознесенск и сразу же включается в подпольную работу. Здесь происходит формирование первых Советов депутатов трудящихся и организация боевых рабочих дружин. Казачьи части нападают на рабочих, собравшихся в лесу на берегу Талки на маевку. Многие убиты и ранены. Фрунзе вынужден скрываться. Теперь он становится товарищем Арсением…
Примечательно, что фильм был снят по мотивам одноименного романа Аркадия Васильева, уроженца Шуи, отца писательницы Дарьи Донцовой. Режиссер картины – Иван Лукинский, снявший до этого фильмы, которые хорошо помнит старшее поколение, – «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине».
В «Товарище Арсении» в роли жандармского полковника дебютировал Леонид Броневой, слава к которому пришла после того, как он сыграл Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны». А артист Роман Хомятов впоследствии сыграл роль Фрунзе еще в 11 историко-революционных советских фильмах.
За день съемок платили по три рубля
Съемки фильма проходили в 1963 году в Иванове, Шуе, Кохме, на берегу Талки и Кохомки, а также в подмосковном городе Боровске. «Мне тогда было 16 лет, – рассказывает жительница Родников Ирина Брыссина. – По городу были расклеены объявления: всех желающих приглашали сниматься в массовке. Мне стало интересно, и я пошла».
Ирину Алексеевну определили для съемок заднего плана: «Накануне нам сказали, чтобы мы надели юбки «в землю» и взяли платки. Я достала из бабушкиного сундука настоящий наряд того времени: длинную черную юбку и ярко-оранжевую кофточку с черными кружевами, «в талию». Взяла мамин платок. Помнится, нас первый раз отвезли на Талку, но затем сказали, что местность не подходит, так как больше напоминает парк, а не лес, и нас стали возить в Кохму…» По воспоминаниям участницы, здесь снимались эпизоды маевок (нелегальных собраний революционно настроенных рабочих). «Нас рассадили группами, кто-то прогуливался между деревьев. Сказали, что, когда закричат: «Казаки!» – нужно вскочить и бежать. Бежать требовалось очень быстро: за спиной раздавался топот и храп лошадей, «казаки» размахивали нагайками».
По словам Ирины Алексеевны, участников массовки разделили на бригады, в каждой выбрали бригадира, который вечером выдавал «зарплату» – три рубля. В те времена это были большие деньги: полноценный обед стоил около 50 копеек. Самодеятельные артисты брали с собой на день еду. А некоторые бригадиры договорились в близлежащих деревнях, чтобы бригаде готовили обеды.
На перроне встречали «Генкину»
Как рассказывает другой участник тех событий – Валерий Барсуков (тогда ему исполнилось 18 лет), о том, что ивановцев приглашают сниматься в массовых сценах, он узнал из сообщения по радио. Утром с площади Революции автобусы развозили людей на места съемок. Он принял участие в сценах маевок на Талке. «Нам выдали старинные картузы, а тем, кого выбрали сниматься в первых рядах, – еще и рубахи-косоворотки. По сценарию мы должны были стоять и слушать выступление рабочего, – рассказывает Валерий Аркадьевич. – Помню, издали видел, как гримировали артиста Хомятова».
Москвичка Нина Морозова, которая тогда жила в Иванове, принимала участие в съемках нескольких эпизодов, в том числе приезда Ольги Генкиной в Иваново-Вознесенск. (В ноябре 1905 года она была убита на железнодорожном вокзале Иваново-Вознесенска черносотенцами – представителями ультраправых организаций и антисемитов.) «Мне дали форму гимназистки: платье, передник, соломенную шляпку, – рассказывает Нина Афанасьевна. – Мы должны были прогуливаться по перрону, куда приезжала Генкина. Каждый кадр повторяли по нескольку раз: кто-то не в ту сторону посмотрел, кто-то что-то не так сделал».
Ивановцы сорвали премьеру
Некоторые эпизоды снимались в ивановском Зубковском дворе. Как вспоминают очевидцы, съемочную группу привлекли старинные кирпичные здания, располагающиеся там, которые отражали эпоху того времени. «Помню, здесь снимали сцену, как приехавший Фрунзе встречает пьяного и спрашивает у него дорогу, – рассказывает Ирина Брыссина. – Эту роль поручили нашему соседу дяде Коле Долотову, у которого была шатающаяся походка. За съемку ему платили по пяти рублей в день. Когда в 1964 году фильм показывали в Иванове, я видела этот эпизод, но впоследствии его из картины, очевидно, вырезали».
Нина Морозова вспоминает, что премьера проходила в Иванове в кино «Центральном». Для города это было большое событие. Но смотреть фильм было совершенно невозможно, так как все то и дело кричали: «Ой, это я!», «А это я!»
Рабочие умудрились разобрать мостовую
Кандидат исторических наук Александр Семененко, отмечая историческую и художественную значимость фильма, всё же выделяет в нем много нестыковок. Так, когда Фрунзе прибыл в Иваново-Вознесенск, ему дали деньги из партийной кассы на проживание. действительности же Михаил Васильевич прибыл в дом Бубновых на 1-й Борисовской (или Благовещенской; ныне – улица Третьего Интернационала, 45/43), где сейчас находится дом-музей революционера Андрея Бубнова. Вероятно, Васильев, создавая сценарий, прекрасно знал об этом, но помнил, что Бубнов в свое время был репрессирован. В одной из сцен показано начало всеобщей стачки 25 мая 1905 года в Иваново-Вознесенске перед зданием городской управы. Власти вызвали казаков. Рабочие уходят, вооружившись булыжниками, выковырянными из мостовой. Но голыми руками это сделать невозможно.
«Есть и еще одно недоразумение, – комментирует Александр Михайлович. – В начале фильма сценарист намекает на возможность близких отношений Михаила Фрунзе и Ольги Генкиной. Но документальных данных на этот счет нет. Писатель Лев Овалов (автор рассказов о майоре Пронине), просидевший в ГУЛАГе 15 лет, писал, что Ольга Генкина была невестой другого революционера – Емельяна Ярославского».
Кино, по мнению Александра Семененко, должно было создать официальную версию той эпохи. Этой идее подчинены в том числе сцены убийства Афанасьева и Генкиной. В реальности же всё выглядело несколько иначе…