Чем провинились окраинные школы

10 ноября 2015 11:13

В номере за 13 октября мы уже писали о том, что в этом учебном заведении, расположенном на Харинке, около 20 лет назад обрушилась часть перекрытий на 4-м этаже. Место обрушения огородили лентой и фактически забыли о нем. Правда, потолок в целях безопасности подперли балками, но ремонт так и не был произведен. Об этих фактах нам сообщили представители родительской общественности, которые попросили не указывать их настоящие фамилии. Мы попытались разобраться в этой ситуации.

В коридоры залетают птицы

Педагоги 41 школы, обратившиеся в редакцию после выхода заметки, считают, что решить проблему можно только в том случае, если заявить о ней открыто. «Сегодня в Иванове уже не найти учебного заведения в таком катастрофическом состоянии, – говорит преподаватель технологии, черчения и рисования Феликс Павловский. – Мы долго молчали, надеялись, что ситуация как-то начнет улучшаться, всё ждали, когда у администрации дойдут до нас руки: ведь другие школы преображаются на глазах. Но, видимо, бесполезно. Боюсь, что если сегодня не поднять общественное мнение, то воз еще долго останется на прежнем месте».

Часть этажа, где произошло обрушение, сегодня полностью закрыта.

По словам учителей, в школе имеется масса проблем и помимо обрушения: грибок и сырость в классах, допотопная канализация, запах которой отчетливо ощущается на первом этаже. «Я бы сказал, что сегодня учебное заведение, особенно главный корпус, выглядит так, как будто его бомбили: окна в актовом зале, где было обрушение, а также в расположенном рядом спортивном зале заколочены фанерой. Стены ободраны, обшарпаны, линолеум на полу драный, плинтуса выбиты. Но более всего поражают воображение наши санузлы: старые, еще советские чугунные бачки с веревочкой, расположенные под потолком. Унитазы похожи на те, которые были раньше в общественных туалетах и на вокзалах. В одном из корпусов постоянно течет крыша. И всё это – в нашей школе, которая расположена в областном центре и где учится почти тысяча человек, – говорит учитель физкультуры Сергей Ларин.

Вызывают озабоченность учителей и вопросы обеспечения безопасности школьников. Так, они утверждают, что до недавнего времени металлическая решетка, которая преграждает путь к месту обрушения, была закрыта на проволоку, замка не было и в помине. И это не говоря о том, что по коридорам гуляют сквозняки и через отошедшую фанеру время от времени в здание залетают птицы.

Главным виновником происходящего преподаватели открыто называют директора школы Владимира Симунина, который якобы нецелесообразно расходует бюджетные средства и вообще плохо следит за порядком.

Вместо канализации – выгребная яма

За разъяснениями мы обратились к самому Владимиру Ильичу. По его словам, школа действительно требует косметического ремонта. И периодически отдельные помещения ремонтируются. Например, в рамках проекта модернизации образования школа получила новое технологическое оборудование для столовой (кстати, эта столовая считается одной из лучших в городе), компьютеры. Не так давно были отремонтированы медицинский кабинет, часть санузлов.

«Дело в том, что в нашей школе – три больших корпуса, – говорит Владимир Симунин. – В этом году на поддержание материально-технической базы мы получили 800 тысяч рублей. 300 тысяч нам выделили из городского бюджета, 200 тысяч – по наказам избирателей из областной думы и 300 тысяч – из городской думы. Эти средства мне приходится распределять между тремя огромными зданиями. Конечно, приходится «затыкать дыры» там, где это необходимо в первую очередь».

Так выглядит сантехника.

Многие факты, указанные учителями, директор и сам подтверждает. Да, в новом корпусе действительно протекает крыша, но это происходит не потому, что ее плохо латают. Причина – в ошибках архитекторов и проектировщиков здания. По проекту здание нового корпуса не имеет технического этажа. Фактически потолок начинается сразу под крышей. Зимой из-за перепада температур в помещении и на улице крыша повреждается и начинает течь. И каждый раз ее ремонт влетает учреждению в копеечку.

В некоторых санузлах и в самом деле стоит старая сантехника, но работает она исправно. В школе на сегодняшний день тепло, есть горячая и холодная вода. С грибком на стенах борются: обрабатывают специальными средствами, замазывают. Но каждый, кто хотя бы раз пытался вывести грибок, знает, как это непросто.

«Я еще раз хочу подчеркнуть, что у большинства школ – лишь одно здание, а нам приходится распределять деньги между тремя большими корпусами, причем корпусами проблемными. Например, в горинском филиале до сих пор отсутствует централизованная канализация – там выгребная яма! Мы каждый год вынуждены платить за ее чистку и вывоз отходов. Пусть меня обвиняют, в чем хотят, но сегодня школа живет по средствам. Более того, иногда и за счет спонсорской помощи от бывших выпускников и некоторых организаций, а иногда и в долг, потому что многие строительные фирмы и магазины идут нам навстречу, дают возможность оплатить их услуги в рассрочку», – говорит Владимир Симунин.

Ситуация осложняется и тем, что у школы фактически нет внебюджетных доходов: она в отличие от других учебных заведений не оказывает платных образовательных услуг и даже не собирает с родителей так называемые добровольные пожертвования.

Львиная доля денег уходит на школы центра города

Возникает закономерный вопрос: неужели во всех бедах действительно виноват директор, а по сути – чиновник-исполнитель, который, по его словам, изо всех сил пытается обеспечить нормальный учебный процесс? Может быть, причина в том, как в последние годы школа финансировалась?

Начальник ивановского управления образования Елена Юферова сообщила, что школа действительно не получила денег на ремонт в рамках двух масштабных проектов: нацпроекта «Образование» (стартовал с 2006 года) и проекта модернизации образования (с 2012-го). Но говорить, что в нее не вкладывались деньги, тоже нельзя. «За последние пять лет из бюджетов разного уровня на проведение ремонтных работ и обеспечение пожарной безопасности, а также на укрепление материально-технической базы школе было выделено более 11,5 миллиона рублей. Произведен косметический ремонт помещений, ремонт кровли, фасада и ограждения территории учреждения, заменена горючая отделка на путях эвакуации, частично вставлены новые оконные блоки, установлено видеонаблюдение», – говорит Елена Юферова. Львиная доля средств пошла на выполнение требований контролирующих организаций, а не на косметический ремонт и создание уюта.

Что касается обрушившихся перекрытий, то сегодня в их ремонте нет острой необходимости: у школы имеется другой актовый и другой спортивный залы. А восстановление перекрытий по предварительным оценкам обойдется не менее чем в 10 миллионов рублей – весьма приличная для городского бюджета сумма. «Мы действительно в первую очередь ремонтировали те школы, в которых проводятся различные мероприятия и акции. В основном это школы в центре, – говорит Елена Юферова. – Конечно, данному учреждению не хватает средств, но ее капитальный ремонт обойдется сегодня в такую сумму, что на другие школы средств просто не останется».

У каждой стороны в данном случае своя – обоснованная – правда. Но заложниками ситуации, как это часто бывает, оказалась четвертая, самая уязвимая сторона – дети. Ведь по Конституции они имеют право на качественное образование в современных условиях. К сожалению, это право не всегда реализуется, а разрыв между центральными и окраинными школами с каждым годом только увеличивается. И это заставляет родителей всеми правдами и неправдами пристраивать отпрысков в хорошие школы. Остальные же получают то, что получают.

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей