Владимир Егоров: «Российскому образованию необходим период стабильности»

1 сентября 2015 17:22

Почти 25 лет в России проходят реформы образования. Они начались вскоре после развала Советского Союза и продолжаются по сей день. К сожалению, далеко не все они оказались успешными и продуктивными. Но результаты многих реформ общественность начинает осознавать только сейчас. О том, к какому итогу мы пришли сегодня, какие ошибки совершили и сможет ли российское образование когда-нибудь снова претендовать на звание лучшего в мире, в преддверии нового учебного года мы побеседовали с ректором Ивано

- Владимир Николаевич, систему образования лихорадит уже много лет, как ни одну другую сферу. От реформ устали все, кроме, похоже, тех, кто их затевает. Наступит ли когда-нибудь период стабильности?

- Да, думаю, сейчас мы плавно подошли к этапу осмысления 25-летнего периода реформ. И считаю, что в ближайшие годы мы вернемся ко многим истокам, утраченным в 90-е годы. Многое было разрушено и поломано. Вообще я всегда говорил и повторю еще раз, что реформы – это не то, чем нужно гордиться. Оголтелое размахивание флагами и громкие лозунги о том, что старая система никуда не годится и ее нужно срочно разрушить, никогда до добра не доводили. И тому есть масса примеров в отечественной истории. Давайте, наконец, проанализируем, к чему привела ломка старой системы, ведь результаты-то налицо: если раньше наши математики, физики, химики блистали на международных олимпиадах, то в этом году по математике мы даже в первую десятку не вошли. Если мы, проделав все эти реформы, растеряли все свои позиции, то, спрашивается, зачем вообще они были нужны? Сейчас российскому образованию нужен период стабильности. Но в этом году в очередной раз внесены изменения в правила приема. Я не понимаю, неужели нельзя их один раз отработать, а потом 5-6 лет «обкатывать»? В этом году мы столкнулись с большой проблемой, когда в очередной раз реформировали ЕГЭ по математике. Ребята сдавали в школе два экзамена – базовый и профильный. И у нас, к сожалению, была путаница. Многие ребята в школе не поняли, что им надо сдавать, и тем самым отсекли себе путь поступления на специальности, на которые собирались. И всё это - следствие постоянного реформирования.

- Какие именно реформы вы считаете ошибочными?

- Во-первых, в 90-е годы у нас произошел неоправданный крен в сторону гуманитаризации образования. Но с какой стати должна быть гуманитаризация образования? А до этого, в 60-е годы, у нас был крен в естественно-научное направление, потом был крен в инженерные специальности. И сейчас мы опять видим эти перекосы. Теперь мы «боремся» с гуманитарными специальностями. Например, у нас на историческом факультете в этом году сложилась критическая ситуация. Ведь это некоммерческий факультет, трудно найти людей, которые обучались бы за деньги. Поэтому «коммерсантов» там мало, а бюджетного плана нам не дали. Почему? Совершенно непонятно. На будущий год будет бюджетный набор. А что делать с преподавателями в этом году? На год увольнять, а потом обратно принимать? Нам давно пора отойти от этих лозунгов и иметь в стране нормальную стратегическую программу: нужно четко просчитывать, сколько специалистов в ближайшее десятилетие понадобится в сфере высоких технологий, сколько – дороги мостить, сколько официантов, математиков в школах и т. д. В 90-е годы были и другие нелепости. Например, призыв к гуманизации образования. Что это значит? Разве предметы делятся на гуманные и негуманные? Если я заканчивал математический факультет, значит, я лишен права быть гуманным человеком? Вторая очень серьезная ошибка – это открытие огромного количества филиалов вузов по всей стране. На 90 процентов это были совершенно неэффективные конторы, где дипломы раздавались направо и налево. Располагались они зачастую в каких-то сараях, подвальных помещениях, а лекции студентам читал дворник дядя Вася. Сейчас, наконец, наступил момент, когда мы отказались от этой практики. Сегодня филиалы закрываются по всей стране и это абсолютно правильно. Каждый человек должен заниматься своим делом. Педагог должен учить, дворник должен мести улицы. И если молодой человек нацелен на получение качественного образования, он должен учиться не в сарайном филиале, а в классическом серьезном вузе. Вы знаете, что все эти филиалы открывались под предлогом удобства для самих студентов? Мол, до университета ему из райцентра далеко добираться, да и в общежитии жить не так удобно, как дома. Но это же абсурд! Нужно думать совсем о другом: о качестве знаний на выходе из вуза, а не о бытовых удобствах. Но в итоге мы имеем то, что имеем. Недавно телевидение проводило общественный опрос, который вызвал большой резонанс: молодым людям задавали вопросы, и большинство из них не могли ответить даже на самые простейшие. Например, выпускницу юридического факультета спросили, как называется главный закон России. А она не смогла ответить.

- Но ведь молодой человек при выборе вуза или специальности и сам должен думать головой. В конце концов, в школе есть педагоги, которые могут посоветовать и подсказать…

- К сожалению, это не так. Огромная беда нашего времени – это отказ школ от профориентационной работы. Возьмите юношу, который должен окончить школу: вот он размышляет, куда пойти учиться. Можно в колледж, где он получит среднее специальное образование. Но в соседнем доме открыт филиал какого-нибудь московского института, где за полтора года он выучится на менеджера и получит диплом о высшем образовании. Куда он пойдет? Ответ очевиден. И нет никого, кто помог бы ему сделать правильный выбор. Наши школы практически не интересуются дальнейшей судьбой своих учеников. Я в свое время оканчивал 32-ю школу. И наш классный руководитель уже в 9-м классе достаточно отчетливо представляла, какие мы выбираем пути. Я увлекался математикой, она это заметила, побеседовала со мной, рассказала о том, что у нас есть математический факультет. У нас была замечательная учительница химии. И несколько человек из нашего класса поступили в химико-технологический институт, на всю жизнь связали себя с химией. Когда же ребенка оставляешь наедине с самим собой, то он пребывает в полной растерянности, а вокруг море специальностей – менеджеры, брокеры, дилеры. И он не понимает, что означают эти полуиностранные, морочащие голову названия. А главное – он не может понять, есть ли за всем этим реальное образование. Потом мы начинаем удивляться, а откуда у нас такие политики, а где у нас квалифицированные журналисты. И всё же я надеюсь, что очень скоро этот период нестабильности закончится и, реформируя систему образования, мы перестанем тупо подражать Западу и наконец-то начнем руководствоваться здравым смыслом.

- Что бы вы пожелали в преддверии нового учебного года своим коллегам-педагогам?

- Труд учителя – это настоящее подвижничество. И оценить его невозможно. Как оценить расходование человеком своих эмоций, своего здоровья, своих нервов? А без этого взаимоотношение людей в таком деле, как воспитание, просто невозможно. Поэтому умные нации всегда понимают, что учитель – это особый человек. Вы не найдете ни одной цивилизации, ни одного процветающего государства, где бы не отдавалось должное работе педагога. И если мы сейчас не можем в полной мере воздать им материально, то давайте хотя бы не забывать благодарить их. Эти люди на протяжении всей нашей новейшей истории выносят на своих плечах страшные тяготы: и нелепости реформирования, и экономические кризисы, и невнимание властей. Давайте пожелаем им талантливых ребят и надежд на лучшее будущее, чтобы эти талантливые ребята, которых они сегодня воспитывают, построили бы более совершенный мир.

Читайте также
Перед Днем Победы в Ивановской области приводят в порядок памятники
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%