«Скорая госпомощь» спешит не ко всем

26 июня 2015 11:40

О получении государственного заказа мечтает едва ли не каждое предприятие. Но, как правило, мечты сбываются только у компаний с большим оборотом. Что мешает малым и средним предприятиям области заполучить заказ от госкомпаний?

Материалы для госнужд морально устарели

Госзаказы на сегодняшний день составляют существенную долю оборота крупных фабрик и заводов региона, которые и в кризис держатся на плаву. «Шуйские ситцы», холдинг «ТДЛ Текстиль», кинешемский завод «Поликор», ивановский парашютный завод «Полёт», ОАО «Автокран»… Все эти предприятия полностью зависят от стратегических планов страны. Доля госзаказов на них доходит до 80%. Например, главные заказчики продукции завода «Полёт» – Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС, а также гражданская авиация России и стран СНГ. Некоторые предприятия готовы перестраи вать линии производства, чтобы заполучить госзаказы. Например, фурмановская ткацкая фабрика №1. Сейчас здесь идет переоборудование, благодаря которому появится возможность вырабатывать ткани со сложной пропиткой, рассчитанные на использование структурами МВД и МЧС.

Выгода тут очевидна. Вопервых, госзаказы рассчитаны на длительное сотрудничество. Во-вторых, предприятие получает уникальную возможность регулярно сбывать товар, не отвлекаясь на поиск покупателей.

Руководители предприятий отмечают, что в связи с импортозамещением получить госзаказ стало проще, однако шероховатости всё же есть. Дело в том, что стать единственным продавцом для госкомпании можно только через электронные торги. Тендеры и аукционы, не скрывают даже в правительстве страны, зачастую выигрываются за счет взяток и откатов.

Есть и еще одна проблема: запросы государства иной раз «попахивают стариной». Так, гендиректор группы компаний «RAUM-PROFIE» Владимир Щебельский отметил, что его предприятие по производству лакокрасок постоянно стремится к разработкам новых современных материалов. Недавно технологи компании разработали антивандальный лак – на стены с таким покрытием невозможно наклеить плакаты и объявления, граффити удаляются легко. Но запускать новый продукт в массовое производство Владимир Анатольевич не спешит. Дело в том, что госкомпании зачастую запрашивают на электронных торгах краски, которые выпускались еще в Советском Союзе, их производством занимаются далеко не везде, да и долговечностью они не отличаются. Как говорится, прошлый век.

«Вообще, бизнес не против того, чтобы переходить на импортозамещение, только вот государство само к этому не готово. Оно на данный момент является самым крупным заказчиком для бизнеса, но материалы, которые закупает, уже морально устарели. Если государство не будет предъявлять высокие требования к услугам и материалам, не будет прогресса», – отметил Владимир Щебельский.

Оформить заявку – большая проблема

Госзаказ всегда размещается в открытом доступе. Сейчас можно найти официальные сайты, на которых представлена база таких заказов, затрагивающая различные сферы деятельности, и условия проведения тендера. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно правильно заполнить документацию.

Сделать это бывает крайне сложно. На крупных предприятиях процедурой оформления заявок на участие в конкурсах и аукционах занимаются целые отделы. А вот малому и среднему бизнесу приходится либо самим разбираться в системе, либо обращаться в специализированные организации. Таковых только в Иванове около десятка.

«В первые месяцы кризиса – с декабря прошлого года по февраль нынешнего – наблюдался спад активности, так как люди были в состоянии неопределенности, – рассказывает замдиректора ивановской компании «Система бизнес-коммуникаций» (is-zakupki.ru) Андрей Семёнов. – Однако уже с марта прослеживается стабильная тенденция: бизнес снова активно участвует и в государственных, и в коммерческих тендерах». По его словам, кризис и экономические санкции подкосили как многие коммерческие структуры, так и общую покупательскую способность потребителя, в связи с чем актуальность и эффективность использования такого канала сбыта, как участие в госзакупках, повысилась в разы.

«Судя по тому, сколько заявок на участие в тендерах присылают наши клиенты, мы можем однозначно сказать, что они прекрасно понимают ситуацию и стремятся всеми возможными способами взять свой тендер», – отмечает Андрей Александрович.

«Распиленных» тендеров меньше половины

Строительные и ремонтные работы, услуги в сфере охраны, автообслуживания, реализация продуктов питания, текстиля, систем отопления, газо- и водоснабжения и многие другие – вот малые и средние предприятия – участники тендеров нашего региона.

Однако им приходится сталкиваться с рядом проблем в сфере «электронных игр». Пожалуй, самая наболевшая – это договоренность заказчиков с нужным поставщиком со всеми вытекающими последствиями.

«Причин существования этой проблемы две: банальная жадность, а также несовершенство закона и контроля за его соблюдением», – уверен Андрей Семёнов. Но специалист успокаивает: заранее «распиленных» тендеров не более 40% от общей массы, поэтому шанс получить госзаказ есть всегда.

Открыто жаловаться на эту проблему руководители малых предприятий области опасаются, хотя многие считают ее одной из главных на сегодняшний день.

«Вот яркий пример. В одном из тендеров максимальная цена контракта на ремонт здания была указана 756 тысяч рублей, из них материалы – 420 тысяч. А победителем комиссия признала фирму, которая готова выполнить весь объем работ за 456 тысяч. На что она будет работать – непонятно. И такую информацию не боятся выкладывать в открытую, а ведь, по сути, – это приговор организаторам аукциона и заказчику. В итоге эти работы по актам выполняются за 780 тысяч рублей», – сообщил директор одной из ивановских строительных фирм.

По его словам, нужно учитывать, что участие в торгах не бесплатное. Регистрация на площадках, специальная компьютерная программа для поиска тендеров, электронная подпись, которая действует в течение года… При первой регистрации всё это выльется в 15-20 тысяч рублей, а затем ежегодно по 6-8 тысяч.

«Игры» могут снизить стоимость заказа на треть

Еще одной проблемой получения госзаказа на электронных торгах бизнес-специалисты называют демпинг. Начальные цены подчас снижаются до таких пределов, что многим организациям просто невыгодно исполнять контракты.

«Изначально компания, которая претендует на госзаказ, закладывает 10% по уступке в стоимости выполнения работ, – говорит утвержденный на уровне региона, но еще не вступивший в свои права уполномоченный по правам предпринимателей Алексей Ваганов. – Были случаи, когда выигрывал тот, кто готов был работать за цену на треть меньше заявленной. Но это невыгодно».

По его словам, на законодательном уровне готовится документ, упрощающий процесс получения госзаказа для малого и среднего бизнеса. Он предполагает обязательную долю госзакупок у таких предприятий в размере не менее 18%. Также поправки ограничивают госкомпаниям возможность выбора процедуры закупки и лишают их права устанавливать собственные требования к поставщикам.

«Предлагаемые меры помогут малому и среднему бизнесу принимать более широкое участие в закупках госкомпаний. В нынешней ситуации это огромная поддержка нашему бизнесу», – отметил Алексей Рудольфович.

Читайте также
Урологические операции в Иванове все чаще проходят без скальпеля
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы