На велосипеде объездил весь Баку
- Николай Михайлович, занимались ли вы спортом сами?
- В школе увлекался футболом, волейболом. Меня взяли в спортивную школу по лыжным гонкам. Но постоянные кроссы меня утомляли, и я перешел в плавание. В этом виде спорта дошел до 2-го разряда, но футбол я никогда не забрасывал. Играл за юношеские команды тейковского «Красного Знамени». После окончания школы я поступил в Харьковское авиационное училище. Во время учебы выступал за команду «Кировец», которая играла в первенстве коллективов физкультуры Украины. В 1976 году по распределению попал в Баку. Там играл на первенство Азербайджана. А для того чтобы принести дополнительные очки нашему обществу, мы еще занимались велоспортом: километров 50 в основном пелотоне должны были проезжать. И сейчас я стараюсь поддерживать свою форму, до последнего времени играл за команду ветеранов «Текстильщика».
Николай Болотов
- Вы служили штурманом наведения?
- Для меня это было интересно. Очень часто в воздухе находилось несколько самолетов. Нужно было очень четко контролировать их коридоры. Я служил в звании старшего лейтенанта. Вообще, о Баку у меня остались очень хорошие впечатления. Хотя вначале мне было некомфортно: очень жарко, ветрено. Но потом я к этому привык, и Баку стал для меня родным. На своем велосипеде я побывал во многих красивых местах города. Несмотря на то что в Баку много нефти, море там очень чистое.
– Сейчас не хотите посетить столицу Азербайджана?
– Планирую. Баку очень изменился. Там расширили метро, построили дороги, все бордюры в центре города выложены мрамором. Баку идет в гору от моря. Подниматься в жаркую погоду тяжеловато. Поэтому там для жителей сделали специальные эскалаторы.
Для восстановления игрокам делают капельницы
- Как сложилась ваша судьба после возвращения на родину?
- Я окончил Шуйский пединститут. Играл в футбольном первенстве области. Меня всё время тянуло к медицине. В 1988 году я пришел в кинешемский «Волжанин» на должность тренера-массажиста. В новой работе многое познавал сам. В 1991 году меня пригласили в «Текстильщик».
СПРАВКА «ИГ» |
Николай Болотов родился 11 мая 1955 года в Тейкове. В качестве футболиста выступал на позиции защитника за команды: «Кировец» (Харьков), «СКА» (Баку), «Темп» (Шуя), «Красное Знамя» (Тейково), «Спартак» (Иваново). В спортивной медицине работает с 1988 года. Помимо «Текстильщика» трудился в кинешемском «Волжанине» (1988-1989), ивановском «Кранэксе» (1994) и в московском «Полигране» (футзал) (1998). |
- Долгое время вы были единственным медицинским работником в клубе. Работать в одиночку было трудно?
- С одной стороны, да, однако раньше было немного легче. В заявку команды входило всего 18 футболистов. Но травм было много. Когда не стало физкультурного диспансера, приходилось договариваться с больницами о физиолечении. Сейчас труднее работать из-за большого числа сборов. Там жесткий тренировочный режим, из-за чего 17 часов приходится быть на ногах. Одному справиться со всем этим было бы непросто. Хотя мой коллега Эдуард Белков, ранее работавший вместе со мной в «Текстильщике», также трудится в костромском «Спартаке» один.
- Расскажите о специфике своей работы.
- Мы проводим медицинское обследование, тейпирование, кинезиотерапию, физиолечение. Кроме того, мы следим за питанием футболистов. Ребятам нужно обязательно принимать аминокислоты, комплексные витамины. Для восстановления игроков мы ставим им капельницы. Особенно они помогают на тяжелых сборах, когда футболистам приходится тренироваться по три раза в день.
- Что игроки команды едят во время первенства?
- Есть группа питания повышенной биологической ценности: икра, яйца, мясопродукты. Спортсмены больше всего любят говядину, курицу, морепродукты. А вот баранину мы им есть не советуем. Она очень жирная.
Из-за травм так и не вышел на поле
- Некоторые футболисты подвержены травмам. Из-за этого их называют «хрустальными». Часто ли приходилось сталкиваться с такими игроками?
- Я думаю, что раньше таких футболистов было немного. Взять, к примеру, Юрия Криволапова, Игоря Тихонова, Александра Гущина, Сергея Тимофеева, Юрия Ермакова. Они получали травмы, но назвать их «хрустальными» я не могу. За последнее время запомнился находившийся у нас в 2013 году Михаил Советлянов. Парень хороший, фактурный. Его взяли в центр обороны. Но у нас он получал повреждение за повреждением. В «Текстильщике» он так и не сыграл ни одной игры, после чего совсем завязал с футболом.
- Были ли в роду у вас медики?
- Среди близких родственников нет. Зато мой сын Максим решил продолжить медицинское дело. Сейчас он помогает мне в «Текстильщике». Окончил курсы спортивного массажа и поступил в Кинешемский медицинский колледж.
- Расскажите о медицинском штабе «Текстильщика».
- На данный момент в команде три медика. Помимо меня и Максима у нас работает врач Александр Алексеевич Блохин. Он пришел в клуб из интернатуры Ивановской медицинской академии. Я прошу его анализировать данные со всех сборов «Текстильщика», где мы проводим мониторинг футболистов. Этот материал может пойти в его диссертационную работу. Таким образом он получает необходимый опыт и знания. Ведь будущее – за молодыми специалистами!