Василий СКВОРЦОВ: «Малый и средний бизнес должен быть основой экономики»

22 мая 2015 12:04

Председатель Ивановского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ о малом бизнесе, кризисе и мерах поддержки

Ситуация, которая складывается в российской экономике сейчас, – далеко не первый кризис, который приходится преодолевать отечественному бизнес-сообществу. И, похоже, что предприниматели уже выработали определенный иммунитет к различного рода экономическим потрясениям. Так нужна ли предпринимателям господдержка, в том числе какие-то специальные антикризисные меры? Или бизнес сам справится, лишь бы чиновники не мешали? Об этом, а также о том, готовы ли региональные власти услышать мнение ивановских предпринимателей, мы говорим с председателем регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ Василием Скворцовым.

- Василий Вавельянович, в преддве­рии профессионального праздника при­нято подводить итоги, ставить какие-то новые цели и задачи. Но, похоже, что главным итогом прошедшего года стал очередной кризис, а главной задачей на ближайшее будущее – выживание мало­го и среднего бизнеса…

- Во многом это действительно так. Уже в середине 2014 года многие ма­лые и средние предприятия нашего региона ощутили падение выручки, по многим серьезно ударили коле­бания курса валют, существенно вы­росли так называемые неналоговые платежи, которые стали, по крайней мере в Ивановской области, заметной проблемой для предпринимателей. Тем не менее сам факт того, что ма­лый и средний бизнес в регионе жив, на мой взгляд, уже является главным итогом прошедшего года, причем по­зитивным итогом.

Ведь не секрет, что при падении производства на крупных предприятиях именно малый бизнес становится спасательным кругом для десятков тысяч жителей области. Мы проходили это в 1990-х годах, и тот опыт сегодня выручает многих. Однако сейчас мы работаем в условиях, которые серьезно отличаются от реалий двадцатилетней давности. В частности, кардинально изменилась роль государства в регулировании всех сфер деятельности. Именно поэтому «ОПОРА РОССИИ» выступает с инициативой по принятию хотя бы на региональном уровне ряда антикризисных мер, которые позволили бы выжить значительному числу малых и средних предприятий. Или, по крайней мере, сняли с них хотя бы часть финансовой нагрузки.

- Предложения «ОПОРЫ» по антикризисным мерам были озвучены еще в прошлом году…

- Да, мы в числе прочего предлагали ограничить влияние надзорных органов на деятельность и финансовое положение субъектов малого и среднего бизнеса, пересмотреть программу поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом нынешних реалий, изменить ряд параметров системы налогообложения, которые регулируются на региональном уровне, в частности по упрощенной системе налогообложения и по патентам. К сожалению, за прошедшие полгода никаких реальных шагов со стороны власти так и не было сделано. К нашему удивлению, на совещаниях и заседаниях озвучиваются официальные данные статистики, которые существенно расходятся с тем, что происходит в действительности. Например, оказывается, в Ивановской области растет и количество субъектов малого и среднего предпринимательства, и их выручка, и зарплаты.

- Это статистика не успевает за реалиями или, может быть, предприниматели сгущают краски?

- О том, что данные статистики опаздывают как минимум на полгода и в быстро меняющихся экономических условиях нельзя оперировать только этими данными, мы говорили не раз. Самый свежий пример – закрытие ИП после резкого повышения взносов во внебюджетные фонды. Практика показала, что события развивались по сценарию, о котором говорили именно мы, а не Росстат и чиновники. Однако, похоже, при принятии решений это в расчет, к сожалению, не принимается.

Нельзя ждать, когда статистика отразит те тенденции, о которых мы говорим сейчас. Конечно, будет неправильным говорить, что все малые и средние предприятия в одночасье умрут, и власти столкнутся, скажем, с проблемой массовой безработицы. Нет, бизнес просто будет сниматься с регистрации, уходить в тень. То есть люди будут работать, получать какую-то зарплату, не имея практически никаких социальных гарантий. Но и бюджет при этом не будет получать тех денег, на которые рассчитывали власти. А значит, будут недофинансироваться образование, здравоохранение, будет меньше денег на ремонт дорог и т. д. Мы получаем порочный круг, разорвать который будет очень нелегко.

Все эти проблемы вроде бы очевидны, и власти всё прекрасно понимают. Казалось бы, нужно сделать всего два шага: во-первых, создать нормальные условия для работы бизнеса и усилить борьбу с теми, кто работает в теневом секторе. Но на практике мы видим совершенно обратную картину.

Я говорю о так называемых неналоговых платежах и о требованиях различных надзорных органов. Всё это в последние годы превратилось в целую систему выкачивания денег из предпринимателей. Это те самые неналоговые платежи и поступления, которые сегодня превышают налоговые. По большому счету сегодня выстроена целая система. Это и аттестация рабочих мест, во многих случаях абсолютно формальная и бессмысленная, но весьма затратная, и некоторые требования пожарной безопасности, которые на эту безопасность никак не влияют, требования Ростехнадзора относительно опасных промышленных объектов, которые по всем параметрам опасными и промышленными не являются, и многое другое. Вроде бы был окончательно решен вопрос с требованиями по гражданской обороне: на федеральном уровне сказали, что малых предприятий они не касаются. Тем не менее в нашей области есть факты, когда предпринимателей заставляли покупать противогазы. Недавно при МЧС была создана организация, которая занимается сбором взносов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на случай если такие возникнут. При этом все всё понимают, сами улыбаются, но деньги собирают исправно. Я уже не говорю про бесконечные проверки, которых стало меньше, но ненамного.

«Тот факт, что малый и средний бизнес в регионе жив, уже является главным позитивным итогом прошедшего года. Ведь не секрет, что при падении производства на крупных предприятиях именно малый бизнес становится спасательным кругом для десятков тысяч жителей области».

Зато серьезно выросли штрафы – непропорционально по сравнению с серьезностью нарушений, за которые их накладывают. В Ивановской области действует региональный закон об административных правонарушениях, по которому штрафы даже за незначительные нарушения – скажем, за непокрашенный фасад или не вовремя убранный снег, – являются просто непомерными, начинаясь от 50 тысяч рублей и доходя до миллиона. Наложение таких штрафов может привести к закрытию небольших организаций. При этом, если посмотреть административную практику, мы увидим, что такие штрафы практически не применяются.

- Что это значит?

- Это значит, что созданы все условия для коррупции. Скажем, приходит проверяющий к предпринимателю и говорит: у тебя тут нарушения на миллион рублей. Давай мне 50 тысяч, и я не увижу этого нарушения. Эту составляющую надо убирать, и я очень надеюсь, что депутаты областной думы все-таки изменят размер штрафов за малозначительные правонарушения или хотя бы увеличат «вилку» – снизят нижний предел.

О подобном давлении на бизнес можно много говорить – в том числе о том, как муниципалитеты постоянно перекладывают свои обязанности на предпринимателей, например в сфере благоустройства. «ОПОРА РОССИИ» пытается бороться с этим, поскольку в сумме все эти налоговые и неналоговые платежи становятся непосильными для очень многих предпринимателей. К сожалению, могу констатировать, что власти пока далеко не всегда готовы нас услышать.

И все это приводит, как я уже говорил, к тому, что малый бизнес, индивидуальные предприниматели уходят в теневой сектор экономики. И никто с этим бороться не собирается. В Кинешме в прошлом году предприниматели из местного отделения «ОПОРЫ» просто прошли по нескольким центральным улицам и обнаружили более 100 субъектов малого бизнеса, работающих без регистрации, не платящих никакие налоги. Информация об этом была доведена и до главы администрации, и до губернатора, но воз и ныне там. Все разводят руками и говорят, что нельзя ничего поделать. В то же время увеличивают давление на легальный бизнес, утверждая, что надо пополнять бюджеты.

- Но ведь в Ивановской области есть программа поддержки малого и среднего предпринимательства, на нее ежегодно выделяются средства. Более того, власти говорят, что по многим статьям этой программы предприниматели не выбирают выделенные средства. То есть, раз финансовая поддержка не нужна, значит, у бизнеса всё хорошо и нечего жаловаться.

- По программе поддержки у нас тоже немало вопросов. Например, для того чтобы получить эту поддержку, нужно, чтобы на предприятии официальные зарплаты были в 1,5–2 раза выше, чем прожиточный минимум. То есть если предприниматель работает в Иванове, то у него в фирме средняя зарплата должна быть не менее 15-20 тысяч рублей. Вы понимаете, что сейчас это нереально. Таким образом, большинство субъектов малого и среднего бизнеса сразу отсекаются от программы поддержки.

Второй момент: субсидирование процентной ставки по кредиту сейчас можно получить только на строительство новых объектов. Многие ли сейчас готовы вкладывать в развитие, да еще и не в реконструкцию, не в модернизацию, а в новое строительство? Мы считаем, что нужно снять эти ограничения, и тогда программа поддержки малого и среднего бизнеса действительно будет востребована предпринимательским сообществом. А сегодня это мертвая программа, через которую финансовую поддержку могут получить лишь избранные предприятия.

- А как насчет закона о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей? Он сможет стать действенной мерой поддержки для бизнеса?

- Действенной – нет. К сожалению, на федеральном уровне резко сократили количество сфер деятельности, работая в которых ИП может рассчитывать на налоговые каникулы. И региональные законодатели могут лишь сократить этот перечень, но не расширить. То есть каникулы теперь положены только производственным предприятиям, научным, инновационным, а также работающим в социально ориентированных сферах деятельности.

Кроме того, в Ивановской области закон о налоговых каникулах так до сих пор и не принят, хотя, например, в Москве он действует с февраля. И это, на мой взгляд, неправильно, потому что этот закон – лакмусовая бумажка, демонстрирующая отношение власти к малому бизнесу. Кроме того, он позволит вернуть в законодательное поле малые предприятия хотя бы из этих сфер деятельности.

- А может быть, бизнес обойдется и без поддержки государства? Ведь предыдущие кризисы все как-то пережили?

- Малый и средний бизнес должен быть основой экономики, особенно в таких регионах, как Ивановская область. Мы считаем, что власть должна каким-то образом демонстрировать свою заинтересованность в том, чтобы бизнес сохранялся и развивался. Пока мы этого не видим, но пытаемся добиться хотя бы каких-то действенных мер поддержки, которые бы работали, а не оставались на бумаге.

Можно сказать, что микропредприятия, ИП мы уже потеряли: они массово ушли в тень, и вернуть их будет очень сложно. Теперь мы пытаемся удержать хотя бы средние предприятия, где большое количество работников и которые не могут себе позволить играть с государством в прятки. Надеюсь, что здравый смысл все-таки заставит власти услышать предпринимательское сообщество, а не цепляться за устаревшие данные статистики. И хотел бы напомнить, о чем говорилось на Госсовете, который состоялся 8 апреля. Президент РФ Владимир Путин тогда подчеркнул, что к 2020 году не менее 50% доходов консолидированного бюджета должны обеспечиваться поступлениями от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, и в сфере малого и среднего бизнеса должны быть заняты до 80% трудоспособного населения. Это действительно сделает экономику более устойчивой, однако, чтобы реализовать на практике эти установки, нужно предпринимать активные шаги уже сейчас.

Анна ВЛАДИМИРОВА

Читайте также
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет
В Иванове работает читательский клуб для взрослых