Как Бальзака отличить от Пастернака?..

15 мая 2015 09:49

Министерство образования всерьез озаботилось качеством знаний российских школьников. Причина беспокойства понятна: наши достижения в международных предметных олимпиадах в последние годы, увы, более чем скромные. И если еще недавно тройка лидеров по таким предметам, как физика, математика, программирование, была неизменной – Россия, Индия, Китай, – то теперь мы отстаем от своих восточных соседей весьма заметно и лишь периодически поднимаем голову благодаря усилиям какого-либо юного вундеркинда. Ч

Без победы в конкурсах учитель теряет статус

На самом деле вопрос «Что случилось?» можно считать риторическим: столько реформ, сколько пережила сфера образования в обозримом прошлом, не помнит ни одна другая отрасль: введение ЕГЭ, нового закона «Об образовании», федеральных образовательных стандартов в младшей и средней школе... А еще – изменения «по мелочам»: в частности, была введена новая система отчетности учителей, при которой большую часть времени они вынуждены тратить на написание планов, конспектов, заявок на многочисленные конкурсы (без конкурсов престиж педагога, а вместе с ним и зарплата, сильно упадет в глазах дирекции и чиновников от образования) и т. д. и т. п. При этом времени на живое общение с учеником катастрофически не хватает.

- У нас у всех были любимые учителя, которые навсегда привили любовь к предмету и оставили неизгладимый след в душе, – вспоминает педагог с 40-летним стажем Владимир Тарасов. – А посмотрите на современных детей: им до личности учителя нет никакого дела, лишь бы оценки были нормальные. И не дети в этом виноваты – виновата система, которая сводит на нет общение ученика с педагогом, даже делает его невозможным. Но ведь любить абстрактно историю или физику нельзя, человек должен пропустить это через себя эмоционально…

Реформы изменили современную школу до неузнаваемости. Изменили настолько, что даже сатирики периодически протаскивают отличников ЕГЭ в своих концертах. В своих реформах мы зачастую слепо следовали за западными странами, прогрессивная общественность которых уже давно недовольна сложившимся порядком вещей, но мало на что влияет. К чему это может привести Россию, догадаться нетрудно.

Школьники не представляют, что такое треть яблока

В 2014 году в нашей стране стартовало Национальное исследование качества образования, в рамках которого Минобрнауки планирует выяснить, где именно мы растеряли свой колоссальный потенциал. Прошлой осенью в Иванове тестирование по математике было в 5-7-х классах, а весной этого года состоялось комплексное тестирование сразу по нескольким предметам в начальной школе. Официальной целью исследования было определить, насколько эффективны новые образовательные стандарты, внедренные не так давно в начальной и средней школе.

Поскольку учеников начальных классов тестировали недавно, в апреле, результаты пока неизвестны. Что же касается осеннего исследования в средней школе, то здесь итоги и радуют, и огорчают. Радуют, так как ивановские школьники доказали, что знают математику не хуже, а даже немного лучше сверстников из других регионов России. Огорчение же вызывает тот факт, что средний уровень знаний этого предмета у среднестатистического российского школьника чрезвычайно низок. Так, около 20% школьников России с трудом понимают, что такое треть объекта – скажем, яблока. Задачу о том, как в процентном соотношении определить одну треть, многие школьники решали, пытаясь составлять сложные уравнения с иксами. Когда же учитель демонстрировал правильное решение, многие восклицали: «Неужели так просто?».

- Такое впечатление, что наших детей специально запутывают, чтобы они не понимали математику, – говорит Ирина Берёзкина, мама 6-классника ивановской школы № 4. – Например, когда я в школе изучала пропорции и процентные соотношения, нас учили решать эти задачи «крест-накрест», в одно действие. Сейчас же возникают абсурдные ситуации. Так, когда мой сын решил одну из задач в годовой контрольной по математике более простым способом, который я ему посоветовала, оценку ему снизили на балл. Оказывается, эту задачу нужно было решать в три действия! В такое не сразу и поверишь!

По словам директора регионального центра оценки качества образования Ольги Вилесовой, чтобы картина знаний школьников была полной, в департаменте образования решено провести дополнительные исследования на региональном уровне в 4-х и 5-х классах по математике, а также в 10-х классах по литературе в форме сочинения. Эти испытания проведут в начале мая во всех школах.

- Мы пока не имеем каких-то обобщенных данных, – говорит Ольга Вилесова, – но я знаю, что по результатам осенних исследований в Московском государственном университете была проведена пресс-конференция с участием представителей математической школы России. Вопрос решался серьезный: что делать с преподаванием математики?

Математика, видимо, обсуждалась не случайно: ведь результаты ЕГЭ по этому предмету в ряде регионов России удручают (Ивановская область, к счастью, не входит в их число, наши показатели ЕГЭ здесь достаточно высоки).

По русскому и литературе показатели лучше, но, вероятно, в скором времени тоже потребуют специальных исследований, поскольку уже сейчас российские школьники с трудом отличают Фета от Тютчева и Бальзака от Пастернака.

Новые стандарты помогают развивать творческие способности

Что конкретно повлияло на снижение качества российского образования, на данном этапе определить трудно. Ответственен ли за это новый закон «Об образовании»? Вряд ли, ведь он был принят меньше двух лет назад. Единый государственный экзамен? Возможно, так как новая система итоговой аттестации потребовала полного переосмысления процесса подготовки со стороны как учителей, так и учеников. Новые федеральные государственные образовательные стандарты? Судить об этом пока рано, но в целом учителя отзываются о новых стандартах обучения с одобрением.

- ФГОСЫ изначально предполагают поиск со стороны ученика, – говорит учитель начальных классов ивановской школы № 35 Людмила Наумова. – То есть не учитель навязывает знания сверху, а ребенок сам учится добывать их, учится искать взаимосвязь между разными явлениями жизни. Это процесс творческого поиска, но при этом ребенок при выпуске из начальной школы должен получить необходимый набор знаний, как и раньше. Разница – лишь в процессе…

В любом случае новой российской системе образования еще только предстоит найти свой путь. Ведь именно так складывалась советская система образования: после революции 1917 года казалось, что образование в России полностью уничтожено, большевистские реформы вызывали стойкую негативную реакцию у интеллигенции, но в итоге она доказала свою состоятельность. Может, и сейчас страна, а вместе с нею и наш регион, просто ищет свой путь, чтобы в итоге дать своим гражданам наилучшие стартовые возможности?

Читайте также
Перед Днем Победы в Ивановской области приводят в порядок памятники
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%