Для получения, хранения и отправки крови в армию и эвакопункты в сентябре 1941 года во всех областях страны организовали группы переливания крови, в составе каждой из которых были врач и несколько сестер. В Ивановской области на январь 1943-го облздравотдел утвердил 20 опорных пунктов и одну станцию переливания крови. Позднее их количество возросло, поскольку всё больше становилось людей, готовых сдавать свою кровь.
Из доклада Ивановского отделения Красного Креста «О санитарно-оборонной подготовке» за 1943 год: |
«Многие труженицы Иванова и области являются активными донорами Красного Креста. Но не во всех районах области они могут оставаться активными донорами, т.к. в большинстве районов условий для отдачи нет и приходится ехать на боль¬шое расстояние, что не всегда возможно в рабочее время». |
Пункты забора крови и станция не всегда справлялись с наплывом людей, желающих сдать кровь, однако доноры готовы были ждать своей очереди часами.
В годы войны трудящиеся сдавали по 350, 400, даже по 500 граммов крови. Государство предоставляло донорам денежную компенсацию и разовый пищевой талон. Но многие ивановцы от денег отказывались, сдавая кровь безвозмездно либо внося полагающиеся деньги в Фонд обороны страны.
Были в этой работе и издержки. Областной комитет Красного Креста в январе 1945 года провел обследование, которое выявило значительные недостатки в снабжении доноров. «Донорское снабжение организовано из рук вон плохо, /имеет место/ полное игнорирование их /доноров/ бытовых нужд и запросов. Донорский магазин города не обеспечивает свой донорский контингент, даже по разовому пайку. Торгующие организации проявили безответственное отношение к донорам, их отоваривали в последнюю очередь и чем придется»…
Широко развернулось движение по сдаче крови для раненых и больных воинов на заводах и фабриках области. Так, например, старший контролер фабрики Балашова Евгения Карманова сама сдала 14,4 литра крови и вовлекла в ряды доноров 150 человек; Иван Майоров – токарь механического завода и активный донор Красного Креста – сдал 13,5 литра.
Активно участвовали в донорском движении учителя, работники культуры и искусства. В их числе – директор ивановской школы глухонемых детей Нина Нехтман, сдавшая 7,3 литра; Екатерина Зуева, заведующая книгохранилищем областной библиотеки, сдававшая кровь для раненых бойцов 19 раз и вовлекшая в ряды доноров половину сотрудников библиотеки. Александр Кутепов, артист хора Ивановского театра музкомедии, член Общества Красного Креста с довоенных лет, с 1941-го считался в театре одним из наиболее активных доноров: за два года он сдал кровь 21 раз. Василий Паршаков, сотрудник ивановского особого взвода милиции, сдал 9 литров крови.
В годы войны сдавали кровь для находившихся на излечении бойцов многие сотрудники ивановских больниц и госпиталей. Зоя Панова, бухгалтер областной клинической больницы, сдала 8 литров крови. Александр Миловский, рентгено- техник эвакогоспиталя № 5847 в начале Отечественной войны находился на фронте. После двух ранений при защите Ленинграда Миловский был освобожден от воинской службы. Приехав на родину, он поступил работать в эвакогоспиталь. Сам сдал 17 литров крови и вел работу по вовлечению в доноры.
Самых активных доноров отмечали грамотами и знаками «Отличнику санитарной обороны», знаками «Почетный донор СССР».
В годы Великой Отечественной войны из всех умерших от ран только 1 процент составили умершие от потери крови (для сравнения: в годы Первой мировой войны по этой причине погибло 65% раненых). Всего за 1941-1945 годы от 5,5 миллиона доноров советская армия получила 7,3 миллиона литров крови. Это помогло спасти жизни сотням тысяч тяжелораненых советских солдат и офицеров.
В годы Великой Отечественной войны из всех умерших от ран только 1 процент составили умершие от потери крови (для сравнения: в годы Первой мировой войны по этой причине погибло 65% раненых). Всего за 1941-1945 годы от 5,5 миллио¬на доноров советская армия получила 7,3 миллиона литров крови. Это помогло спасти жизни сотням тысяч тяжелоране¬ных советских солдат и офицеров. |
Добавить комментарий: