Иван Фёдорович родился в 1915 году в деревне Крутцы Родниковского района. На фронт ушел в октябре 1941-го. Всю войну служил на Северном флоте старшим матросом машинного отделения на кораблях «Революционер» и «Отважный». Это была очень тяжелая служба – находиться в постоянном напряжении в невыносимой жаре. Приходилось раздеваться почти догола, чтобы хоть как-то вынести раскаленное пекло. Для того чтобы поддерживать моряков, им даже выдавали чистый спирт.
В задачи кораблей, на которых служил дед, входило сопровождать суда из Америки и Англии. Они доставляли нам продукты, сахар, зерно, хлопок, каучук, технику. В каждый рейс выходили как в последний. Очень часто морские караваны подвергались атакам немецких кораблей и подлодок, с вражеских самолетов сбрасывали бомбы. Один снаряд, рассказывал дед, однажды угодил в машинное отделение. Иван Фёдорович в это время поменялся сменой с другим матросом и чудом остался жив.
Дедушка, по словам мамы, рассказывал о войне часто. Маме, например, запомнился такой случай. Как-то командиру корабля подарили бурого медвежонка. Как же его любили матросы! Это был их друг и товарищ. Научили подросшего медведя даже пить горькую и курить папиросы. Самый лакомый кусочек отдавали мишке. Никаких цепей и ошейников – медведь разгуливал по кораблю свободно, был совсем не агрессивный.
Но однажды корабль зашел в один из портов и моряков отпустили отдохнуть на берег. Вернулись и обнаружили, что мишку застрелили. Один из местных жителей подумал, что медведь дикий, и пустил в животное пулю. Время было голодное, и командир приказал коку приготовить обед из медвежатины. Но ни один матрос своего товарища есть не стал – молча отодвигали тарелки и уходили…
Дедушка не раз говорил своим трем дочерям (родившимся уже после войны): мол, не пробовали вы никогда апельсинов, а мы их перевозили тоннами. Однажды снаряд попал в груз и все апельсины оказались в воде – море стало оранжевым.
Много пришлось пережить дедушке за военные годы. Он постоянно вспоминал о своих товарищах, большинство из которых не вернулись домой.
Победу мой дед встретил в море, на корабле, но домой вернулся только в 1946 году. Несколько орденов и медалей украшали его грудь, но тогда не принято было ими кичиться. И дедушка разрешал играть ими своим детям. Может быть, поэтому все награды сейчас утеряны.
Дедушки не стало в 1993 году. Но память о нем живет в сердцах всех его родных и близких. Я горжусь своим дедом.