15 декабря 2018
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Дела архивные 8 августа 2014, 23:59 1258

В одной постановке мог петь тенором и басом

Обладателю уникального голоса, народному артисту РСФСР, солисту Ивановского театра музыкальной комедии Валентину Богданову были подвластны все роли…

Музыкальные актеры позавидовали драматическим

Разговор двух молодых актеров заставил меня притормозить ровно посередине длинного коридора Ивановского музыкального театра (до этого я неслась по зданию со скоростью света: ровно полчаса оставалось до моего любимого сериала, а надо было еще доехать на другой конец города!).
- Завидую я актерам драматическим. Они при желании могут все роли в одном спектакле переиграть, дело только во временном пространстве и возрасте, – убеждал один актер другого. – Возьмем, к примеру «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Сыграл в молодости Фигаро, чуть позже графа Альмавиву, стал постарше – роль Дона Базилио ждет его. А у нас, музыкальных, всё от голоса зависит. И как я могу сыграть эти роли, если в одноименной опере Фигаро должен исполнять баритон, Графа Альмавиву – бас, Дона Базилио – тенор. Не могу же я перейти из баритона в тенора!
- Переход из баритона в тенора – это сказка, – вторил ему другой молодой человек. – У каждого свой голосовой аппарат, который можно развить, но только до определенной степени. Вообще всё ограничивается физиологическим строением связок.
- А вот и нет! – бурно вмешалась я в разговор, – бывают исключения! В нашем театре, только тогда он назывался театром музыкальной комедии, работал Валентин Яковлевич Богданов. Так вот я своими глазами видела несколько афиш оперы «Князь Игорь»: на одной сообщалось, что Богданов играет роль Владимира Игоревича (тенор), на другой – что он исполняет партию Игоря (баритон), на третьей – что поет партию Кончака (лирический бас).

Перед консерваторией работал мастером на заводе

И забыв про сериал, я выложила двум будущим звездам вокала всё, что знала о Валентине Яковлевиче. Родился он в Витебске и, хотя его родители великолепно исполняли белорусские песни, о вокальной карьере не помышлял. После школы поступил в фабрично-заводское училище, работал механиком, потом мастером на заводе. И неожиданно для окружающих поступил в Свердловскую консерваторию на вечернее отделение. Правда, закончить ее не успел. В 1944 году Богданов мобилизован, служит моряком на Черноморском флоте. В победном 1945-м вернулся в Свердловск, был приглашен солистом в радиокомитет, а с 1946 до 1951 года он солист ансамбля песни и пляски военного округа. Консерваторию окончил, находясь на военной службе.
Первым его театром стал музыкально-драматический театр Алма-Аты, потом были сцены Бийска, Воронежа, а в конце 50-х Валентина Яковлевича пригласили в Ивановский театр музыкальной комедии. Из творческой характеристики администрации театра на Богданова: «Обладает мягким, приятным по тембру голосом, музыкален и вокально выразителен, исполняет ведущие роли-партии в основном репертуаре театра. Его работы, глубокие по содержанию, пронизаны мастерством и неизменно пользуются успехом у зрителей. Обладает прекрасными сценическими данными и большим обаянием».
К лучшим его работам на ивановской сцене можно отнести роли Янко («Вольный ветер» Дунаевского), Андрея («Холопка» Стрельникова), Ставракова («Дочь фельдмаршала» Фельцмана), Тассило («Марица» Кальмана), Рауля («Фиалка Монмартра» Кальмана), графа Данило («Весёлая вдова» Легара), Лоренти («Осенние маневры» Кальмана) и Армана («Фраскита» Легара). После Иванова он уехал в Куйбышев, работал в театрах Магадана и Хабаровска, а в 1963 году Богданов приглашен солистом в Горьковский театр оперы и балета.

Инфаркт случился прямо на сцене

С 1967 по 1981 год его имя возникает в программках Пермского театра оперы и балета. Среди его оперных работ: Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Зурга («Искатели жемчуга» Бизе), князь Игорь в одноименной опере Бородина, Тельрамунд («Лоэнгрин» Вагнера), Риголетто в одноименной опере Верди и особо любимая роль Демона в одноименной опере Рубинштейна. Из творческой характеристики администрации Пермского театра оперы и балета на солиста Богданова: «Он безотказно поет любую баритональную партию в любом спектакле, демонстрируя редкий энтузиазм, пример влюбленности в театр и в дело своей жизни. Обладает мощным драматическим баритоном полного диапазона, но в ряде спектаклей ему поручали и басовые партии, например, половецкий хан Кончак в «Князе Игоре», граф Чепрано в «Риголетто», а в спектакле «Чародейка» ему удалось создать образы Курлятева (баритон) (на фото), Ивана Журана (бас), Балакина (тенор). Охотно выступает Богданов и как концертный певец. Несомненно, он певец огромного эмоционального накала и уникальных голосовых возможностей».
Валентин Яковлевич перестал петь в оперном театре после инфаркта, который случился с ним прямо на сцене во время спектакля. Но жить без театра не смог. Возвратился в Иваново, где когда-то много работал и был счастлив. Народный артист РСФСР Валентин Богданов отметил свой 75-летний юбилей в 1991 году на сцене Ивановского музыкального театра. О его уникальном голосе помнит старшее поколение артистов.

Наталья ШУТОВА

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Дела архивные»

Лента новостей

Вся лента новостей
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке