21 января 2019
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Общество 31 января 2014, 23:59 2483

Снег лучше не вывозить, а плавить

В ИвГПУ на кафедре «Автомобильные дороги» предлагают хороший способ быстро и без особых затрат избавиться от снега, который зимой вывозят из облцентра в огромных количествах.

 

Для полигона нужно слишком много места

Доцент этой кафедры политехнического университета, в прошлом – начальник областного комитета дорожного хозяйства Евгений Емельянов считает, что Иванову  необходимы снегоплавильные установки. В прошлом году на кафедре была защищена дипломная работа, в которой описаны виды таких сооружений.  Бывший дипломник Емельянова Евгений Егоров сейчас - инженер специального муниципального предприятия по санитарной уборке и эксплуатации объектов благоустройства Иванова, занимается вывозом снега с улиц облцентра на специальный полигон. И он, и другие специалисты хорошо понимают, что такой способ избавления от снежных масс уже устарел.

«Полигон, который находится за городом, занимает много места, ведь сгруженный снег растает только весной. За зиму из города его вывозят десятками тысяч кубометров, а если зима снежная – то и сотнями тысяч», - говорит Евгений Емельянов.

Для расширения полигона муниципальным властям приходилось не раз выкупать соседние земли, а это для городского бюджета накладно. Тем более, кроме земли требуется обустроить полигон специальными сооружениями, которые при таянии снега должны очищать воду. Но самое главное даже не в этом. Сам вывоз снега (расходы на бензин и работу) обходится еще дороже. Иной раз грузовикам приходится ехать через весь город до полигона в Ивановском районе, а это неблизкий путь.

 

Установка может окупиться за один сезон

За границей, например, в Канаде, уже давно применяются снегоплавильные установки. «Я видел их и в Москве, на Яузе – притоке Москва-реки. На мой взгляд, постепенно все города придут к этому», - считает Евгений Емельянов.

Самый простой и дешевый вид сооружений, который как раз применяется в Москве на реке Яузе, – снегоплавильная установка на канализации. Суть в следующем: снег сгружают в специальные камеры, в которых за счет теплых канализационных вод поддерживается плюсовая температура. Он быстро тает, вода сливается в канализацию. На одной такой установке можно расплавить до 10 тысяч кубометров снега в сутки. Цена устройства – 2,5-3 миллиона рублей. Дороговато, но с учетом того, что грузовикам не придется ездить на большие расстояния, такая установка окупится за один сезон. Понадобятся только специалисты, время от времени обслуживающие установку.

10-13 тысяч кубометров в сутки способны расплавить сооружения, установленные на ТЭЦ. В них снег будет плавиться за счет горячей воды, которую сбрасывают в реки теплоэлектростанции. Такая установка обойдется городу немного дороже, потому что потребуется строительство очистных сооружений. Очищать воду, которая образовалась от снега, нужно так же тщательно, как канализационные стоки. Ведь уборочные машины вместе со снегом собирают много мусора, который начинает «всплывать» на полигоне только весной: бутылки и обертки, которые кто-то не донес до урны, попадаются даже гайки от машин и так называемый биологический мусор – тушки птиц. И, конечно, в снеге с городских улиц очень много песка, которым постоянно посыпают асфальт.

 

Топим глыбы на колесах

Более дорогие варианты – снегоплавильные установки на топливе (их можно изготовить на базе котельных) или на электричестве (нужна свободная энергомощность или трансформатор). Снег будет таять за счет подачи горячего воздуха в камеры. Установка такого устройства обойдется дороже, да и сам процесс плавления будет стоить до 90 рублей за кубометр. Не исключено, что эта сумма будет увеличиваться за счет постоянного повышения цен на теплоносители. Кроме того, такое сооружение способно расплавить лишь 50 кубометров в час, то есть чуть более тысячи кубов за сутки.

Существуют и снегоплавильные машины, которые, к сожалению, производят только за границей, поэтому их обслуживание в России потребует достаточно больших затрат, предполагает ученый. Да и сами они стоят от 7 миллионов рублей и выше. Но эти машины очень удобны в применении. Они собирают снег сами, без участия грузовиков. За час машины способны расплавить до 140 кубометров. В них есть резервуар, воду из которого можно слить через шланг в ближайший канализационный коллектор.Однако, замечает Евгений Емельянов, в сильные морозы часть коллекторов в Иванове замерзает, и есть они не на всех улицах. Кроме того, некоторые улицы нашего города настолько узки, что если снегоплавильная машина встанет у коллектора, возникнет автомобильная пробка.

На первый взгляд, будущее за сооружениями, установленными на канализации.  Сравнительно дешевые, легкие в обслуживании. Но Евгений Емельянов говорит, что скоропалительных выводов делать не стоит. Если задаться целью внедрения установок в нашем облцентре, нужно досконально всё просчитать, провести комплексное обследование. Необходимо учесть состояние канализационных стоков, мнение руководства ТЭЦ, особенности дорожного движения на конкретных улицах и многое-многое другое. Но в любом случае каждый из вариантов, рассмотренных в дипломной работе, несет в себе экономию бюджета, даже если деньги окупятся не сразу. Загвоздка в том, что для покупки установки придется единовременно выделить из бюджета несколько миллионов рублей. Видимо, именно поэтому сразу «вбухать» много денег в неизведанное новшество чиновники не решаются. Но за этими установками будущее, уверен Евгений Емельянов.

 

Прикинем

Ивановские ученые просчитали затраты на утилизацию одного кубометра снега традиционным способом (вывоз) - 270-300 рублей. За год набегает не один миллион. Плавление того же кубометра снега обойдется в сумму от 30 до 90 рублей (с учетом работы людей). Последние цифры разнятся, поскольку установки бывают разные.

 

Комментарий

Анатолий Смирнов, начальник управления благоустройства администрации г. Иванова:

- На вывоз снега из бюджета города и правда уходят миллионы рублей. С этим нужно что-то делать, метод вывоза на полигон – действительно дедовский. Знаю, что существуют разные способы плавления снега. В то же время снег с ивановских улиц содержит так много песка, что, на мой взгляд, он моментально забьет любую систему очистки. Поэтому пока неясно, принесут ли затраты должный эффект. Ученые совершенно правильно говорят, что нужно конкретно просчитать весь цикл, начиная от формирования снежных валов на улицах и заканчивая собственно плавлением. В этом плане готов сотрудничать с ИвГПУ.

 

А как у них?

Снегоплавильные машины появляются и в столице Белоруссии – Минске. «Машина канадского производства способна перерабатывать 60 тонн снега в час. Шумность у нее небольшая. Рабочих рук требует немного. Постоянно возле нее должен находиться оператор. Плюс каждые четыре часа требуется помощь рабочих – нужно извлекать из машины песчаные отложения, - читаем на одном из белорусских информационных порталах. - Стоит отметить, что уже первые часы работы показали: лучше, чтобы снеготаялка работала на природном газе, а не на дизельном топливе. Дизельное топливо замерзает, да и фильтры приходится очищать очень часто». Вместе с тем высказывается мнение, что экономичнее установка, работающая за счет тепла сточных вод: «Температура стоков даже зимой не меньше + 8 градусов, а бывает и +15. И не надо ни солярку жечь, ни газ».

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Общество»

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке