19 ноября 2018
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Образование и наука 6 ноября 2013, 23:59 2578

Школьный автобус едет в дальнюю деревню даже за одним учеником

Ежедневно в Ивановской области более 4,5 тысячи детей добираются до места учебы на школьных автобусах. Маршруты до отдаленных деревень прокладываются даже в том случае, если на пути следования живет только один ученик. Чтобы понять, каково иметь дом на расстоянии 10-20 километров от школы, корреспондент «ИГ» отправилась в глубинку.

Опоздание на автобус превращается в прогул

Во всем Верхнеландеховском районе сохранилось только две школы – в районном центре и селе Мыт. Из остальных населенных пунктов детей доставляют специальные автобусы. В Верхнем Ландехе – «на подвозе» 39 школьников, которых собирают по четырем маршрутам.

Один из них проходит до деревни Симаково (13 километров от Верхнего Ландеха). В этом году здесь закрыли начальную школу, и число пассажиров увеличилось на несколько человек. Факт, конечно, нерадостный, но ожидаемый: в последние годы родители старались отдать первоклассников сразу в Верхний Ландех. Сейчас на маршруте школьного автобуса 14 пассажиров. Могло быть еще больше, да сказывается конкуренция: несколько человек забирает школьный транспорт из деревни Затеиха соседнего Пучежского района.

Автобус за детьми выезжает ранним утром, в начале пути в нем зябко и неуютно, но к моменту прибытия в пункт назначения салон прогревается. Приехали совсем рано, а двое мальчишек уже стоят в ожидании. "Стараюсь всегда пораньше, чтобы ребятам не мерзнуть", - говорит водитель Александр Смирнов.

Постепенно начинают подтягиваться и другие пассажиры. Запрыгивают по ступенькам, занимают места и тут же пристегиваются. Вместе с сопровождающимпедагогом приходят первоклассницы двойняшки Наташа и Света Курочкины. Малышей решили посадить вперед, чтобы были на виду. Девочки смущаются, жмутся друг к другу, по-детски просто отвечают на банальные вопросы: вставать рано привыкли, учиться несложно, любимый предмет – письмо.

Минут за пять до предполагаемого отправления уже почти все на местах, большинство ребят приходит с хорошим запасом по времени. Им есть отчего торопиться: опоздаешь на автобус – пропустишь целый день занятий.

- А бывает, что все-таки опаздывают, - спрашиваю водителя.

- Бывает, - улыбается Александр Смирнов, - но обычно ненамного, всего на несколько минут.

- И что вы делаете в этом случае?

- А что тут поделаешь? Ждем.

Вот и сейчас стрелки подобрались к часу Х, а одной ученицы нет. Еще пару минут стоим, и вскоре радостная и запыхавшаяся девочка появляется на ступеньках автобуса. Запыхавшаяся - от быстрого бега, радостная - оттого, что все-таки успела. Оказывается, в первый раз проспала.

Дорога занимает чуть больше 15 минут. Хватает на то, чтобы посмеяться и обсудить последние новости. До повторения уроков дело не доходит, если бы и дошло - преподаватель попросил бы убрать учебник, чтобы не портили зрение. Приезжаем вовремя. Остается хороший запас времени для подготовки к занятиям. В этом плане пассажиры со школьного автобуса - самые пунктуальные ученики.

От дома до школы – 17 километров

Девятиклассница Лена Абросимова и шестиклассник Юра Смирнов и каждый день приезжают в школу на полчаса раньше. На маршруте их всего двое, поэтому приходится мириться с неудобствами: «Газель» перед занятиями должна совершить круг в другом направлении, где живут еще трое учеников. Директор Верхнеландеховской школы Марина Лещева говорит, что школьный автобус будет ходить даже из-за одного человека.

В день моего визита Юра заболел, поэтому школьный автобус отвозил домой одну Лену. В распоряжении школьницы оказался весь салон, а за ее безопасность отвечали сразу двое мужчин – водитель и сопровождающий педагог… Городские ученики о таком внимании могут лишь мечтать, но ничего завидного в положении девушки нет.

Родная деревня Лены Абросимовой - Ефремово куда мы отправляемся после занятий, это самая далекая точка на маршрутах школьных автобусов: 17 километров от районного центра, из них пять - грунтовой дороги. Общественного транспорта нет, даже покупка хлеба – проблема. Автолавка приезжает только раз в неделю, поэтому всеми продуктами приходится запасаться заранее. И когда есть возможность, девятиклассница старается успеть зайти в магазин в Верхнем Ландехе. "А сегодня везешь продукты?", - спрашиваю. "Сегодня не успела купить, было семь уроков", - неожиданно по-взрослому говорит она.

 Какие тут дискотеки, вечерние прогулки, шумные посиделки?! Во всей деревне Лена – одна ученица, «по соседству», в двух километрах живет Юра. И когда он отметит выпускной, вероятно, маршрут придется закрыть. В этом плане их родителям повезло намного больше: в советские годы недалеко отсюда работала школа-девятилетка, молодежи было достаточно. Старший брат Лены учился уже в Верхнем Ландехе, но несколько лет назад у школы еще не было достаточного количества автобусов, и ему всю неделю приходилось жить в интернате.

Вопросов по дороге возникает много, но говорить в пути непросто, особенно после поворота на грунтовую дорогу. Машина шумит и подпрыгивает на ухабах и скрытых под лужами ямах. Говорят, весной дорогу размывает еще больше. Тем не менее буксовать не приходилось. Как потом рассказала директор школы Марина Лещева, даже в сильный снегопад автобус доставляет учеников каждый день: «Мы очень хорошо сотрудничаем с дорожной службой, которая в первую очередь расчищает трассу и дороги, где осуществляется подвоз детей». По ее словам, за всю прошлую зиму только один раз автобус немного опоздал из-за сильной метели, когда у дорожников было очень много работы.

Наконец показывается Ефремово и обнаруживается разгадка разбитой дороги – на обочинах свалены напиленные деревья. Сама деревенька осенью представляет довольно унылое зрелище. В ряду незатейливых домов лишь несколько жилых: не видно ни людей, ни животных и, пока тепло, даже печки не выдают себя столбами дыма. Говорят, климат в этих краях более суровый: местность болотистая, воздух сырой, поэтому морозы здесь более крепкие. "Бывает, зимой выезжаешь из Верхнего Ландеха, температура -28, а здесь уже -32", - делится наблюдениями второй водитель Александр Скалов по дороге назад.

Скорости не хватает, чтобы обогнать трактор

Обратный путь почему-то кажется более утомительным. Виной тому не только подразбитая к осени дорога, но и ограничение скорости - 60 километров в час, которое есть на всех школьных автобусах. Сколь сильно не дави на газ, а быстрее не поедешь. "Не утомляет вас такая скорость?", - спрашиваю водителя. Ну а что он может ответить? Конечно, утомляет. Обогнать он может разве что велосипедиста или гужевую повозку. "Некоторые современные трактора едут 60 километров в час. Порой всю дорогу вынужден тащиться за какой-нибудь тихоходной техникой", - рассказывает Александр Скалов. В сельской местности такой скорости хватает, а вот если выезжать в город на мероприятия – тяжко. Время пути оказывается неоправданно большим. Если успеть нужно к девяти утра, то с учетом ивановских пробок выезжать приходиться в начале седьмого. Но ничего не поделаешь: безопасность превыше всего.

Без школьников у меня появляется возможность рассмотреть сам автобус и даже немного похулиганить - опробовать кнопки экстренного вызова, расположенные у каждого сиденья школьника. На панели управления у водителя тут же загорается синий маячок. Александр Скалов рассказывает, что пользоваться им не приходилось, но бывает, что случайно кто-то из детей нажмет во время дальней дороги. Без дела стоят и объемные стеллажи под портфели – школьники предпочитают возить их с собой: если положишь на предусмотренное место, то при выходе в большом автобусе начнется только лишняя путаница, а на свободных маршрутах – места и так достаточно. Зато в дороге, особенно во время длинных поездок, пригождается громкоговоритель. И решить организационные вопросы можно, и успокоить расшумевшихся детей, не напрягая голосовые связки.

Когда мы возвращаемся в Ландех, развезенные по домам школьники уже успевают поесть и начать делать уроки, чтобы на следующий день снова совершить путешествие на ярко-желтом автобусе в страну знаний.

Кстати

В Ивановской области на школьных автобусах до места учебы добираются 4682 ученика, проложено 280 маршрутов, общая протяженность которых составляет почти 9000 километров.

 

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Образование и наука»

Лента новостей

Вся лента новостей
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке