Ивановский учитель влюбляет детей в физику с помощью фокусов

14 апреля 09:09

Директор ивановской школы № 66 Иван Попов сам мастерит оборудование для школьных экспериментов

Финалист Всероссийского конкурса "Учитель года", преподаватель физики высшей категории и по совместительству директор ивановской школы № 66 Иван Попов развивает интерес школьников к своему предмету с максимально практической стороны. Он приводит детям бытовые примеры, устраивает эксперименты, оборудование для которых порой мастерит сам.

Изготовил телескоп по чертежам Ломоносова

Оптическая скамья – последнее оборудование, которое при помощи школьного 3D-принтера и подручных материалов сделал Иван Попов. Она поможет ученикам лучше разобраться в явлениях геометрической оптики.

"Физика для меня очень проста, – говорит Иван Попов. – И мне бы хотелось, чтобы такой она была и для моих учеников. Поэтому стараюсь через эксперименты помочь ученикам освоить сложные темы. А если не хватает нужного оборудования, то по возможности изготавливаю его сам".

Интерес к конструированию у педагога появился давно. На практике в ивановском лицее № 67 он со старшеклассницами собирал установку для записей голограмм. А когда работал учителем физики в 29-й школе, изготовил катушку Тесла и телескоп по оригинальным чертежам Михаила Ломоносова.

И дома Ивана Попова можно застать сидящим за коробочками с различными школьными амперметрами, вольтметрами и другим оборудованием. Педагогу нравится чинить или восстанавливать разные приборы. Дочка за это часто называет папу "чинителем". Времени на ремонт уходит немало. Зато в итоге получается ценный наглядный материал, который помогает на уроке задействовать все каналы восприятия учащихся: и услышать, и увидеть, и потрогать.

По примеру своего учителя оборудование для физических экспериментов дома делают и ученики Ивана Попова – самостоятельно или при поддержке родителей. Например, семиклассники изготавливают весы, восьмиклассники конструируют электроскопы (приборы, позволяющие фиксировать наличие электрического заряда), девятиклассники делают различные варианты маятников для изучения свободных или вынужденных колебаний.

СПРАВКА. В 2010 году Иван Попов окончил Ивановский государственный университет с дополнительной квалификацией "Учитель физики". Работал в ивановской школе № 29. С 2016-го – учитель физики и замдиректора по учебно-воспитательной работе в школе № 56. С 2019 года Иванов Попов – учитель физики и директор ивановской школы № 66.

Раскрывает законы природы по басне Крылова

Главным в работе учителя Иван Попов считает умение вызвать в детях удивление. Ведь вслед за удивлением обязательно появляется любопытство, которое и порождает интерес.

В седьмых классах, например, первые уроки физики педагог начинает с демонстрационных экспериментов. Многие из них похожи на фокусы и предназначены для того, чтобы вызвать у учеников эффект "вау". Например, опыты с металлическими опилками и магнитами, с валиком, который катится по наклонной поверхности вверх, с куриным яйцом, которое втягивается в стеклянную бутылку. После такого дети уже с большим интересом обращаются к теоретическому материалу.

Физика – это та наука, которая со всех сторон окружает нас: мы ходим, дышим, готовим еду благодаря законам природы. Поэтому Иван Попов часто обращает внимание детей на бытовые примеры, порой поучительные. "Рассматривая тему "Испарение и конденсация", я подробно рассказываю о тех процессах, которые происходят с вдыхаемым паром в нашем организме при выкуривании электронной сигареты. И хочу заметить, что некоторых учеников эти факты предостерегают от появления вредной привычки", – рассказывает педагог.

Литературные произведения – тоже повод для поиска удивительных физических явлений. Например, принцип суперпозиции сил девятиклассники дружно разбирают на примере басни Ивана Крылова "Лебедь, Щука и Рак". Они выясняют, как должны быть направлены прилагаемые силы, чтобы "воз и ныне там" остался. А также подбирают условия, при которых воз все-таки мог бы сдвинуться с места.

Работа учащихся с художественными текстами продолжается и при чтении стихотворений, главное, чтобы в них было описание физического процесса или явления. "Такие связи между физикой и другими школьными предметами захватывают детей, показывают им, что физика не только на уроке, но и вокруг нас", – отмечает Иван Попов.

Уроки позволяют выбрать в магазине… лучший утюжок

Бывший преподаватель Ивана Попова, а ныне доктор педагогических наук, директор ивановской школы № 56 Елена Ситнова вспоминает, что талантливый студент постоянно совершенствовал из подручных средств то оборудование, которое было в университетской лаборатории. И всегда доводил до конца начатое дело. "Иван Попов – очень увлекающийся человек, и он личным примером с легкостью заинтересовывает детей", – рассказывает Елена Ситнова.

Учитель русского языка и литературы Ольга Кардакова работала с Иваном Поповым в ивановской школе № 29. Ее сразу заинтересовал практико-ориентированный подход начинающего педагога, который не мог не повлиять и на коллег.

"Мне доводилось наблюдать уроки Ивана Павловича: на них дети переживали радость открытий, участвовали в различных дискуссиях, проводили эксперименты", – отмечает Ольга Кардакова. Особенно ей запомнился урок про различные плойки, утюжки для волос. На нем дети вместе с учителем изу­чали, как эти электрические приборы влияют на волосы, как правильно ими пользоваться, как выбрать более качественный утюжок среди многих моделей. "Такой практический подход к физике вдохновил не только учеников Ивана Павловича, но и меня. На своих уроках русского языка там, где есть возможность, я стала проводить ассоциации и параллели с уроками физики", – признается Ольга Кардакова. Например, при изу­чении темы соподчинения в сложном предложении она приводит ученикам аналогию с последовательной связью в электрической цепи.

Выпускница Ивана Попова, оператор заправки Алина Канская, сейчас живущая во Владимирской области, рассказывает, что физика в их десятом классе была любимым предметом. Несмотря на то что школу девушка окончила семь лет назад, она до сих пор созванивается с педагогом, делится с ним новостями.

"Иван Павлович всегда подходил к своей работе творчески и нестандартно. Во время уроков мы с одноклассниками часто спорили, отстаивали свое мнение, экспериментировали. В итоге физика стала мне настолько близка и понятна, что я даже выбрала ее для сдачи ЕГЭ в 11-м классе, хотя изначально не планировала", – говорит Алина Канская.

Как развивать интерес к физике у младших школьников? Советы родителям от Ивана Попова:
1. Проводите совместно с детьми время за занимательными опытами по физике. Можно варить мыло, выращивать кристаллы, исследовать прочность куриной скорлупы, превращать воду в лед, собирать различные конструкторы. Тем более что готовые наборы для таких опытов можно найти в любом детском магазине.
2. Уделяйте время просмотру детских научно-популярных передач или мультфильмов. Например, "Галилео", "Смешарики. ПинКод", "Фиксики"...
3. Обращайте внимание на примеры физических явлений: как появляется радуга, туман, роса, как ведут себя вода и растительное масло при смешивании, как растворяются в воде соль и сахар...

Рубрику ведет Светлана ГОНЧАРЕНКО

Читайте также
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области
Ивановский музтеатр представил новое прочтение музыкальной комедии "Гейша"
За три часа поезд-музей "Сила в правде" осмотрели около 15 тысяч ивановцев